• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 23 апреля 2007 года Дело N А26-635/2007

Арбитражный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Подкопаева А.В.,

при ведении протокола помощником судьи Александрович Е.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску к муниципальному учреждению здравоохранения «Объединённая городская поликлиника N 3» о взыскании 436 рублей 56 копеек,

при участии:

от заявителя - специалиста Артюховой Е.А. (доверенность от 02.04.07), специалиста Волковой Е.В. (доверенность от 24.01.2007),

от ответчика - юрисконсульта Круглова В.В. (доверенность от 12.01.07),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее - налоговая инспекция), обратилась в Арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика - муниципального учреждения здравоохранения «Объединённая городская поликлиника N 3» (далее - учреждение) пени по единому социальному налогу в сумме 436 рублей 56 копеек.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что налоговый орган правомерно и в установленный срок обратился в Арбитражный суд РК с рассматриваемым заявлением.

Представитель ответчика в судебном заседании признал правильность расчёта суммы пеней, взыскиваемой налоговым органом, но просил в удовлетворении заявленных требований отказать, в связи с пропуском заявителем срока на обращение в суд.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Пунктом 1 статьи 23 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Учреждение является плательщиком единого социального налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 235 НК РФ плательщиками единого социального налога являются организации, производящие выплаты физическим лицам. Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчётного периода, исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, и суммой уплаченных авансовых платежей, и уплачивают её в срок до 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом.

Согласно ст. 75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Ответчиком своевременно обязанность по уплате единого социального налога не выполняется.

24 мая 2006 года налоговая инспекция направила в адрес учреждения требование N 8105, в котором предложила уплатить в срок до 06 июня 2006 года единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 25060,79 рубля, пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в сумме 436,56 рубля.

Требование налогового органа ответчиком в полном объёме выполнено не было, не уплачены пени по ЕСН в ТФОМС в сумме 436,56 рубля. О взыскании с учреждения указанной суммы задолженности по налогу и пеням налоговым органом принято решение N 7067 от 30.06.2006, которое не могло быть исполнено налоговым органом в связи с тем, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного решения.

Представленный в материалы дела расчёт пеней позволяет проверить правильность их начисления, поскольку содержит данные о сумме недоимки, на которую начисляются пени, ставке пеней. Суд проверил расчёт пеней, представленный налоговым органом и установил, что взыскиваемая сумма пеней обоснованно включена в требование N 8105 от 22.05.2006.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (п. 2 ст. 57 Кодекса). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и соответствующих пеней.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банке, и иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 Кодекса. В силу п. 5 ст. 46 Кодекса взыскание налога не может производиться с бюджетных счетов. В связи с этим если бюджетным учреждением добровольно не исполнено требование об уплате налога и соответствующих пеней, то взыскание налога и пеней производится в судебном порядке. Исполнение судебного акта по обращению взыскания налога и пени на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в порядке, установленном гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Федеральным законом от 27.12.2005 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» N 197-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, действующие с 01.01.2006. Согласно новой редакции Бюджетного кодекса РФ взыскание недоимки, а также пеней в бесспорном порядке с бюджетных счетов получателей бюджетных средств не предусмотрено. В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 45 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2007 г., взыскание налога с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

Таким образом, налоговый орган правомерно обратился в Арбитражный суд РК с заявлением о взыскании с ответчика суммы пеней.

Довод представителя ответчика о пропуске налоговым органом срока для обращения с иском в суд не подтверждается материалами дела.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2006 года) было установлено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В то же время пункт 3 статьи 46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

В данном Постановлении Пленума ВАС РФ также указывается, что срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в отношении исков к юридическим лицам должен исчисляться с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм; что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

В требовании N 8105 от 22.05.2006 об уплате взыскиваемой суммы пеней установлен срок для его добровольного исполнения - 06.06.2006, следовательно, крайний срок для обращения с иском в суд - 07.02.2007 (60 дней на взыскание в бесспорном порядке плюс 6 месяцев на судебное взыскание). Налоговый орган обратился с заявлением в суд 06.02.2007, то есть в пределах установленного совокупного срока на взыскание пеней в судебном порядке.

Положения статьи 46 НК РФ, в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, на которую ссылался представитель ответчика в судебном заседании, о том, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, в данном случае применяться не может. Изменения, внесённые в Налоговый кодекс РФ указанным законом, вступили в силу с 01.01.2007 и не распространяют своё действие на ранее возникшие правоотношения.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика о пропуске налоговым органом срока на обращение с заявлением в суд не соответствуют нормам налогового законодательства и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Правильность начисления суммы пеней подтверждена в установленном порядке, расчёт пеней соответствует требованиям налогового законодательства, в связи с чем, требования подлежат удовлетворению в полном объёме с отнесением на ответчика расходов по государственной пошлине.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия,

РЕШИЛ:

1. Заявление удовлетворить. Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Объединённая городская поликлиника N 3» (место нахождения: г. Петрозаводск, Первомайский проспект, д. 28, регистрационный номер в Едином государственном реестре юридических лиц 1021000528427) в доход государства пени в сумме 436 рублей 56 копеек.

2. Расходы по госпошлине отнести на ответчика. Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Объединённая городская поликлиника N 3» в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 500 рублей.

3. На решение могут быть поданы: апелляционная жалоба - в месячный срок со дня принятия решения, кассационная жалоба - в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

     Судья
А.В. Подкопаев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-635/2007
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 23 апреля 2007

Поиск в тексте