• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2008 года Дело N А26-883/2008

Резолютивная часть решения в порядке части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлена в судебном заседании 29 апреля 2008г., текст решения в полном объеме изготовлен 29 апреля 2008г.

Арбитражный суд Республики Карелия

В составе: судьи Левичевой Е. И. при ведении протокола судебного заседания с применением аудиозаписи помощником судьи Буга Н. Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Прокурора Республики Карелия к Министерству природных ресурсов Республики Карелия

о признании приказа N 84 от 05.03.2007г. «О предоставлении ООО «Александр-стройснаб» права пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня» и выданной обществу с ограниченной ответственностью «Александр-стройснаб» лицензии на право пользования недрами серии ПТЗ N01466 с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча строительного камня на участке недр «Видансельгский» с целью производства щебня незаконными Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Общество с ограниченной ответственностью «Александр-стройснаб»; Управление по недропользованию по Республике Карелия; Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия при участии в заседании:

от прокурора Республики Карелия - Онуфриева Н.А., старший помощник прокурора, удостоверение N 122056;

от ответчика - не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства;

от третьих лиц: от общества с ограниченной ответственностью «Александр-стройснаб» - не явился;

от Управления по недропользованию по Республике Карелия - не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия - не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства,

установил:

Прокурор Республики Карелия (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов (далее - ответчик, Министерство) о признании приказа N 84 от 05.03.2007г. «О предоставлении ООО «Александр-стройснаб» права пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня» и выданной обществу с ограниченной ответственностью «Александр-стройснаб» лицензии на право пользования недрами серии ПТЗ N01466 с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча строительного камня на участке недр «Видансельгский» с целью производства щебня незаконными.

В отзыве ответчик не признал заявленных требований по тем основаниям, что Министерство, принимая решение о предоставлении ООО «Александр-стройснаб» права пользования участком недр по совмещенной лицензии, действовало в рамках своей компетенции, в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» и Законом Республики Карелия от 28.11.2005 N 924-ЗРК «О порядке предоставления недр и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых», что исключает возможность удовлетворения заявления прокурора Республики Карелия. По мнению ответчика, поскольку в статье 3 и пункте 9 статьи 4 Закона Российской Федерации «О недрах» указано, что геологическое изучение недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования не отнесено, поэтому считает, что установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых прямо отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (л.д. 92-97).

В отзыве на заявление третье лицо, Управление по недропользованию по Республике Карелия, полагает, что оспариваемые приказ и лицензия противоречат действующему законодательству, т.к. Министерство конкурс (аукцион) не проводило, а лицензию выдало не по решению конкурсной (аукционной) комиссии, а по приказу органа исполнительной власти. Поддерживает позицию прокурора Республики Карелия (в материалах дела).

В отзыве на заявление третье лицо, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, считает, что оспариваемые лицензия и приказ оформлены с нарушением действующего законодательства о недрах (в материалах дела).

Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Третье лицо, Общество с ограниченной ответственностью «Александр-стройснаб», в судебное заседание не явился, копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту его нахождения, не вручена в связи с отсутствием его по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд. При таких обстоятельствах оно признается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Третьи лица, Управление Росприроднадзора по Республике Карелия и Управление по недропользованию по Республике Карелия, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей и отзывы, в которых поддержали правовую позицию прокурора Республики Карелия.

Дело в порядке частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей ответчика и не явившихся третьих лиц.

В судебном заседании представитель прокурора Республики Карелия заявил ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении предмета заявленных требований и просит признать недействительным приказ Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия N 84 от 05.03.2007г. «О предоставлении ООО «Александр-стройснаб» права пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня, как не соответствующий Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N2395-1 «О недрах».

Судом удовлетворено ходатайство прокурора и принят к производству измененный предмет заявленных требований.

Прокурор поддержал заявленные требования, указав, что Министерство природных ресурсов Республики Карелия при издании оспариваемого приказа и выдаче лицензии превысило компетенцию, предоставленную органам государственной власти субъектов Российской Федерации статьей 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года N 2395-1 «О недрах» (далее по тексту - Закон РФ «О недрах»), разрешив ООО «Александр-стройснаб» право пользования участком недр «Видансельгский», на котором отсутствуют открытые в установленном порядке месторождения общераспространенных полезных ископаемых для геологического изучения и добычи строительного камня с целью производства щебня. Заслушав доводы представителя прокурора, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела на основании приказа Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия N 84 от 05.03.2007г. (л д.11) ООО «Александр-стройснаб» выдана лицензия серии ПТЗ N 01466 на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча строительного камня на участке недр «Видансельгский» с целью производства щебня (л.д. 12).

Полагая, что данный приказ, на основании которого выдана лицензия, не соответствует действующему законодательству, а именно положениям пункта 4 статьи 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах», пункту 9 Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР РФ) от 11.11.2004 N689, прокурор Республики Карелия обратился в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 1.2 Закона «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 2 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 6 Закона «О недрах» недра предоставляются в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых.

В качестве основания возникновения права пользования участками недр в соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Закона «О недрах» являются решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, в том числе:

- в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

- при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением участков недр внутренних морских вод территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.

В Республике Карелия приказом Федерального агентства по недропользованию от 23.11.2004 N 494 образована Комиссия для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Карелия (далее по тексту - Комиссия), а также утвержден ее состав. В состав Комиссии входят представители Территориального агентства по недропользованию, Управления экономического развития администрации Главы Республики Карелия, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Карелия, Государственного комитета по лесному и горнопромышленному комплексу Республики Карелия и другие представители органов исполнительной власти Республики Карелия (в материалах дела).

Как следует из пункта 2 Положения о Комиссии (приложение N 4, в материалах дела), она создается Федеральным агентством по недропользованию с целью рассмотрения поступивших заявок и принятия решения или выдачи рекомендаций по вопросам лицензирования пользования участками недр по Республике Карелия

Пунктом 6 Положения среди прочих функций Комиссия выполняет следующие задачи: рассматривает заявки и принимает решения о предоставлении права пользования участками недр:

- в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

- при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением участков недр внутренних морских вод территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 (абзац 14) Закона Российской Федерации "О недрах" порядок рассмотрения заявок на получения права пользования недрами для целей геологического изучения устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.

Приказом МПР РФ от 15.03.2005г. N 61 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр.

В соответствии с пунктом 1.3 названного Порядка предоставление в пользование участков недр в целях геологического изучения может осуществляться в отношении участков недр, включенных в утвержденные МПР РФ программы геологического изучения недр, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы - для участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет собственных средств пользователей недр.

Порядок установления факта открытия месторождений полезных ископаемых и их учет регламентированы Инструкцией, утвержденной приказом МПР РФ от 11.11.2004н. N 689. Согласно пункту 9 данной Инструкции открытие месторождения полезных ископаемых - документально подтвержденный факт выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по определенным категориям.

Таким образом, уполномоченный орган Республики Карелия был вправе предоставить в пользование для геологического изучения участок недр, содержащий поставленное на соответствующий учет в порядке, установленном приказом МПР РФ N 689, месторождение общераспространенных полезных ископаемых, на основании решения комиссии, созданной федеральным органом управления государственным фондом недр с участием представителей органа исполнительной власти Республики Карелия.

Суд установил и сторонами не оспаривается тот факт, что комиссия для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Карелия не принимала решения о предоставлении ООО "Александр-стройснаб" в пользование для геологического изучения участка недр "Видансельгский" и что согласно информации федерального государственного учреждения "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР РФ по Северо-Западному федеральному округу", являющегося уполномоченным государственным органом по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, от 04.12.2007 N4-382, на участке недр «Видансельгский» сведения об утверждении запасов не поступали, поэтому на кадастровом учете их нет (л.д. 24-35).

Исходя из изложенного, суд считает, что Министерство не наделено полномочиями и не имело правовых оснований для предоставления ООО «Александр-стройснаб» права пользования недрами с целью геологического изучения участка недр «Видансельгский».

Довод Министерства о том, что решение о предоставлении права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, отклоняется судом по следующим основаниям.

Суд считает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не уполномочены предоставлять право пользования участками недр для целей геологического изучения (в том числе разведки) общераспространенных полезных ископаемых, на которых отсутствуют открытые в установленном порядке месторождения полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 7 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" основаниями возникновения права пользования участками недр является решение уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В связи с отсутствием зарегистрированного месторождения общераспространенных полезных ископаемых, невозможно осуществление последующей стадии пользования недрами - добычи полезных ископаемых.

Судом не принимается довод ответчика о том, что поскольку недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых, то уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать решение о предоставлении права пользования участками недр для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Статья 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах» содержит исчерпывающий перечень оснований возникновения права пользования участками недр.

При выдаче совмещенной лицензии таким основанием, в силу пункта 5 статьи 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах», является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии), за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 14 статьи 4 Закона Российской Федерации "О недрах" специально предусмотрено полномочие органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях осуществлять государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком, но не указано полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования предоставлять гражданам и юридическим лицам право пользования участками недр для геологического изучения.

Суд считает заявление прокурора Республики Карелия обоснованным и подлежащим удовлетворению, а оспариваемый приказ Министерства от 05.03.2007г. N 84 подлежит признанию недействительным, как не соответствующий Закону Российской Федерации «О недрах».

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. Заявление прокурора Республики Карелия удовлетворить полностью.

2. Признать недействительным приказ Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия от 05.03.2007г. N 84 «О предоставлении ООО «Александр-стройснаб» права пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня, как не соответствующий Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N2395-1 «О недрах».

3. Обязать Министерство природных ресурсов Республики Карелия устранить допущенные нарушения.

4. Взыскать с Министерства природных ресурсов Республики Карелия в доход федерального бюджета расходы по государственной пошлине в размере 2 000 руб.

5. Пункт 2 резолютивной части решения подлежит немедленному исполнению.

6. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) в течение месяца со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьями 257 - 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург) в двухмесячный срок в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

     Судья
 Е. И. Левичева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-883/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 29 апреля 2008

Поиск в тексте