• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2008 года Дело N А26-987/2008

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе судьи Шатиной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пасаманик Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Кузнецовой Оксаны Валентиновны

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Республике Карелия о признании незаконным решения и обязании произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия при участии:

от заявителя - не явился, надлежащим образом извещен,

от ответчика, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Республике Карелия - специалиста 1 разряда юридического отдела Прокапович Д.С. по доверенности от 14.01.2008,

от третьего лица, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия - главного юрисконсульта Томилова В.И. по доверенности от 05.10.2007,

установил: предприниматель Кузнецова Оксана Валентиновна (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Республике Карелия (далее по тексту - ответчик, Инспекция) о признании незаконным решения от 15.01.2008 г. N06-05/1327 об отказе в зачете ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 3 300 руб. и обязании произвести их зачет.

Ответчик, Инспекция, направила отзыв на заявление, в котором просит в его удовлетворении отказать поскольку полагает, что в действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для проведения зачета (возврата) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов налоговыми органами; лицом обязанным осуществить зачет (возврат) спорной суммы страховых взносов является территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Определением суда от 20.03.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия. Отзыв на заявление им не представлен.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явился, направил в суд заявление от 07.04.2008 (л.д. 32), в котором дополнительно ставит на рассмотрение суда вопрос о начислении пеней по состоянию на 07.04.2008 по требованию об уплате N463 от 07.04.2008, выставленному Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия на общую сумму 419, 70 руб., в том числе на страховую часть пенсии - 317, 96 и на накопительную часть пенсии 101, 74 руб.

Суд не принимает к рассмотрению требование заявителя от 07.04.2008 по вопросу начисления пеней, поскольку заявителем не представлены доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. В материалы дела им представлено требование Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия N463 от 07.04.2008, с предложением уплатить пени на страховую часть пенсии в сумме 317, 96 руб. и на накопительную часть пенсии в сумме 101, 74 руб., начисленных по состоянию на 07.04.2008 за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 (л.д. 33), которое является самостоятельным ненормативным актом, вынесенным другим государственным органом. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия не является ответчиком по настоящему делу и привлечено только в качестве третьего лица, суд не располагает сведениями об основаниях возникновения недоимки, на которую начислены пени, наличии связи этого требования заявителя с требованием об оспаривании решения налогового органа, что препятствует его рассмотрению в рамках настоящего дела. Кроме того, заявитель не лишен права обратиться в арбитражный суд в общем порядке с заявлением о защите своих прав и законных интересов. Представитель ответчика в судебном заседании заявление отклоняет по основаниям, изложенным в отзыве. Представитель третьего лица в судебном заседании подтверждает факт ошибочного перечисления предпринимателем страховых взносов в сумме 2500 руб. на код бюджетной классификации, соответствующий страховым взносам, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, и страховых взносов в сумме 800 руб. на код бюджетной классификации, соответствующий страховым взносам, зачисляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, вместо кодов, соответствующих страховым взносам в виде фиксированного платежа; пояснил, что администратором страховых взносов являются налоговые органы, которые и должны принимать решение о зачете (возврате) ошибочно уплаченных платежей.

Выслушав доводы представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства, суд находит заявление предпринимателя обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, предприниматель Кузнецова О.В., являясь в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) страхователем по обязательному пенсионному страхованию, перечислила по квитанциям Сбербанка России от 28.03.2005, 28.11.2005, 23.03.2006, 28.07.2006, 24.10.2006 платежи в общей сумме 2 500 руб., ошибочно указав код бюджетной классификации 18210202010061000160, предусмотренный для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, вместо кода, установленного для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (182 1 02 02030 06 0000 160); по квитанциям Сбербанка России от 28.03.2005, 23.03.2006, 28.07.2006, 24.10.2006 платежи в общей сумме 800 руб., ошибочно указав код бюджетной классификации 18210202020061000160, предусмотренный для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, вместо кода, установленного для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии (182 1 02 02040 06 0000 160). Уплата указанных платежей подтверждается квитанциями (л.д. 35-41), а также реестром учета платежей страхователя за период с 01.01.2005 по 27.03.2008, представленным Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия (л.д. 49), и не оспаривается ответчиком. В заявлении от 23.10.2007 (л.д. 6) предприниматель просил произвести переброску указанных платежей в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Инспекция письмом от 15.01.2008 N06-05/1327 (л.д. 7) отказала в зачете страховых взносов, ссылаясь на то, что орган, уполномоченный осуществлять возврат (зачет) страховых взносов и порядок его проведения не определен.

Не согласившись с указанным решением Инспекции, предприниматель обратился в арбитражный суд.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами и в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления налоговым органом контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", действующего на момент обращения предпринимателя в налоговый орган, и утратившего силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ, и приложению N 11.1 к этому закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ Федеральная налоговая служба является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, и на нее как на администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

В статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008, закреплена аналогичная норма, возлагающая на администраторов доходов бюджета полномочия по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению уведомлений в орган Федерального казначейства. Приложением N8 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 г. N 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», вступившему в силу с 01.01.2008, главным администратором доходов бюджетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, и в виде фиксированного платежа, названа Федеральная налоговая служба.

Из анализа названных норм следует, что именно Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана производить возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В силу положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику налоговым органом по месту учета налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В материалах дела имеется письмо Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия от 27.03.2008 г. N952 (л.д. 34), в котором подтверждается факт ошибочной уплаты предпринимателем страховых взносов на страховую часть пенсии в сумме 2500 руб. и на накопительную часть пенсии в сумме 800 руб. за период с 28.03.2005 по 25.10.2006, а кроме того сообщается, что предприниматель в качестве работодателя не зарегистрирован, в связи с чем обязан уплачивать страховые взносы только в виде фиксированного платежа, обязанность по уплате страховых взносов в качестве работодателя у него отсутствует.

При таких обстоятельствах, наличие у предпринимателя переплаты по страховым взносам в сумме 2 500 руб. по страховой части пенсии и 800 руб. по накопительной части пенсии подтверждается материалами дела, признается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, не оспаривается ответчиком, что в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для вынесения налоговым органом решения о зачете этой суммы по заявлению плательщика.

При таких обстоятельствах отказ Инспекции в зачете ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит признанию недействительным.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 100 руб. подлежит возврату ему из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

Р Е Ш И Л :

1. Заявление предпринимателя Кузнецовой Оксаны Валентиновны удовлетворить.

Признать незаконным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Республике Карелия N06-05/1327 от 15.01.2008 об отказе в зачете ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N8 по Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Кузнецовой Оксаны Валентиновны и принять решение о зачете 3300 рублей ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в сумме 2500 руб. - по страховой части трудовой пенсии, в сумме 800 руб. - по накопительной части трудовой пенсии, в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.

2. Возвратить Кузнецовой Оксане Валентиновне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 руб., уплаченную по квитанции Сбербанка РФ от 19.02.2008.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

     Судья
 Г.Г. Шатина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-987/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 29 апреля 2008

Поиск в тексте