• по
Более 44000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 30 апреля 2008 года Дело N А26-1717/2008

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2008 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Зинькуева И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лайтинен В.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия к обществу с ограниченной ответственностью «Север» о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в судебном заседании госналогинспектора межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия Жданович И.С. (доверенность от 11.01.2008г),

установил: в Арбитражный суд Республики Карелия обратилась межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - заявитель, инспекция, административный орган) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Север» (далее - ответчик, общество, ООО «Север») о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявленного требования инспекция ссылается на материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении общества, и протокол об административном правонарушении от 24 марта 2008 года, которыми зафиксирован факт розничной продажи алкогольной продукции - виски «Джим Бим», объемом бутылки 0,5 литра, дата розлива 26.02.2007 г. по цене 1500 рублей в количестве 1 бутылки без сертификата соответствия и справки к грузовой таможенной декларации (далее - ГТД).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, отзыв на заявление не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Север» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1061006008249.

Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя руководителя от 22.03.2008г. N289 должностным лицом инспекции проведена проверка торговой точки, принадлежащей ООО «Север» и расположенной по адресу: г. Беломорск, ул. Октябрьская, 9, по вопросам соблюдения требований, предъявляемых к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции. По результатам проверки составлен акт, в котором отражено, что на момент проверки отсутствуют сопроводительные документы: сертификат соответствия и справка к ГТД на виски «Джим Бим», объемом бутылки 0,5 литра, дата розлива 26.02.2007 г. по цене 1500 рублей в количестве 1 бутылки. 24 марта 2008 года в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении.

В связи с тем, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении общества к административном ответственности.

Анализируя в соответствии с пунктом 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В порядке пункта 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, а также Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 17 октября 2003 года N БГ-3-06/547 протокол об административном правонарушении от 24 марта 2008 года составлен уполномоченным лицом.

Форма протокола, составленного в отношении общества, соответствует правилам, установленным статьей 28.2 КоАП РФ. Все необходимые сведения, подлежащие отражению в протоколе, имеются. Права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, законному представителю общества - директору Лукьяненкову Е.А. разъяснены, копия протокола вручена.

Правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, носит длящийся характер. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к ответственности начинают исчисляться со дня его обнаружения. О факте совершенного ответчиком правонарушения административному органу стало известно 22.03.2008г. По этой причине двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ истекает 22.05.2008г.

Таким образом, суд не усматривает процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении в отношении общества, самостоятельно влекущих признание незаконными действий должностных лиц административного органа.

Изучение существа вменяемого ответчику деяния свидетельствует о правомерности заявленного инспекцией требования.

Правонарушение, ответственность за которое регламентирована частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в совершении действий, связанных с незаконным производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, то есть осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на реализацию товаров, на которые отсутствуют подтверждающие легальность их нахождения в обороте документы. В частности, наказуемыми являются действия по поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.

Наказание за совершение данного правонарушения для юридических лиц установлено в виде административного штрафа в размере от 40000 до 50000 рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.16 КоАП РФ, является установленный нормативными актами государственный порядок в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ее качества, защиты экономических интересов Российской Федерации, защиты прав потребителей, охраны жизни и здоровья людей, а также государственный порядок управления.

Наличие сертификатов соответствия и копий справок к ГТД при розничной продаже алкогольной продукции является требованием пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон N 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В соответствии с пунктами 138, 139 раздела XIX Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 г. N 80 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции» (далее - Правила), продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции, в том числе данные, подтверждающие проведение сертификации алкогольной продукции. Продавец также обязан иметь оформленные надлежащим образом копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя.

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из документов, в том числе, сертификатом или декларацией о соответствии либо копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Таким образом, документы на алкогольную продукцию, в том числе товарно-транспортные накладные, ГТД и прилагаемые к ним надлежаще заполненные справки, а также сертификаты или декларации о соответствии и другие документы, подтверждающие легальность ее оборота и соответствие установленным требованиям, должны находиться непосредственно в торговой точке, чтобы покупатели, а также контролирующие органы имели возможность ознакомиться в ними.

Исходя из представленных инспекцией документов, в том числе акта проверки, протокола изъятия алкогольной продукции от 22.03.2008г., объяснениями бармена и руководителя общества следует, что документы, подтверждающие качество и легальность происхождения реализуемой алкогольной продукции, не были представлены ни в момент проведения проверки, ни в дальнейшем при составлении протокола об административном правонарушении.

Поэтому суд считает, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Из представленных в дело материалов следует, что общество, реализуя в розницу алкогольную продукцию - виски «Джим Бим», не имело подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции документы, следовательно, не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований законодательства об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, является формальным, то есть для привлечения нарушителя к административной ответственности по данной статье не требуется установления факта наступления вредных последствий, достаточно наличия предложения к продаже товара без предоставления покупателям в месте его продажи возможности получить информацию о его качестве.

Учитывая изложенное, заявленное инспекцией требование подлежит удовлетворению.

При назначении наказания суд не усматривает отягчающих ответственность общества обстоятельств и ограничивается наложением минимально допустимого размера штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ - 40000 рублей. Право суда на наложение штрафа в меньшем размере, чем предусмотрено санкцией соответствующей статьи, а равно назначение иного, более мягкого вида наказания, законом не предусмотрено.

Поскольку нарушение посягает на установленный законом порядок розничной продажи алкогольной продукции, то есть имело место при осуществлении лицензируемого вида деятельности, совершенное обществом правонарушение нельзя считать малозначительным.

В связи с тем, что легальность изъятой алкогольной продукции - на виски «Джим Бим», объемом бутылки 0,5 литра, дата розлива 26.02.2007 г. по цене 1500 рублей в количестве 1 бутылки не подтверждена, суд считает необходимым применить к ответчику такой вид наказания как конфискация предмета административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия удовлетворить полностью.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Север» (место нахождения: г. Беломорск, ул. Октябрьская, 9, основной государственный регистрационный номер 1061006008249) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей с конфискацией алкогольной продукции - виски «Джим Бим», объемом 0,5 литра, дата розлива 26.02.2007г., в количестве одной бутылки по цене 1500 рублей, изъятой согласно протоколу изъятия алкогольной продукции от 22 марта 2008 года.

2. Реквизиты на уплаты штрафа: р/с 40101810600000010006 ГРКЦ НБ Банка России г. Петрозаводска БИК 048602001 Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (МИ ФНС РФ N2 по РК) ИНН 1006005550 КПП 100601001 ОКАТО 86204501000 Код бюджетной классификации 18211608000010000140 Штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу

N А26-1717/2008.

3. Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
 И.А.Зинькуева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-1717/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 30 апреля 2008

Поиск в тексте