• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 06 мая 2008 года Дело N А26-2250/2008

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 06 мая 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Кришталь Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абакумовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Роста-М»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия об отмене постановления N 3507/08 от 08 апреля 2008 года по делу об административном правонарушении, при участии в заседании представителей:

от заявителя - Дорохиной И.В., юриста, доверенность от 08.04.2008; Вилаевой А.А., юриста, доверенность от 08.04.2008,

от ответчика - Манышевой О.И., главного специалиста-эксперта, доверенность от 18.04.2008,

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Роста-М» (далее - заявитель, ООО «Роста-М», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление Роспотребназдзора по Республике Карелия, Управление, административный орган) об отмене постановления N 3507/08 от 08 апреля 2008 года.

Указанным постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.34. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за предоставление торговых мест на розничном рынке при отсутствии согласованной в установленном законом порядке схемы их размещения, в виде штрафа в размере 100 000 руб.

В обоснование заявленного требования Общество ссылается на нарушение административным органом норм материального права при вынесении оспариваемого постановления. По мнению заявителя, часть 2 статьи 14.34 КоАП РФ не предусматривает обязательного согласования схемы размещения торговых мест с Роспотребнадзором. Кроме того, заявитель ссылается на то, что розничный рынок «Главный» не принадлежит ООО «Роста-М», поскольку земельный участок, на котором он расположен, находится у Общества в аренде по договору N 6869 от 14.05.2004, заключенному с Администрацией города Петрозаводска, а ларьки, расположенные на территории данного земельного участка, принадлежат предпринимателям.

В отзыве ответчик заявленное требование не признал, полагает постановление N 3507/08 от 08.04.2008 законным и обоснованным.

В судебном заседании представители заявителя уточнили требование, просили отменить постановление N 3507/08 от 08 апреля 2008 года по делу об административном правонарушении, ссылаясь на неправильную квалификацию административным органом вмененного Обществу правонарушения. При этом пояснили, что схема размещения торговых мест на розничном рынке фактически имелась, однако она была утверждена директором ООО «Роста-М» без согласования с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, в связи с чем считают, что действия Общества подлежали квалификации по части 1 статьи 14.34 КоАП РФ. Кроме того, представители полагают, что ООО «Роста-М» не может выступать в качестве субъекта правонарушения по данной статье, так как не является собственником розничного рынка.

В судебном заседании представитель ответчика заявленное требование не признала, пояснила, что Общество не вправе было организовывать и предоставлять торговые места на рынке без утвержденной в установленном законом порядке схемы размещения торговых мест. Какие-либо меры, направленные на приведение зональной план-схемы мини-рынка «Главный» в соответствие с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями, после получения отрицательного санитарно-эпидемиологического заключения от 04.12.2007 Обществом не предпринимались, повторно по вопросу согласования схемы Общество в Управление не обращалось.

Заслушав представителей сторон, изучив имеющиеся в деле доказательства, в том числе представленные ответчиком материалы административного производства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Роста-М» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021000529560 (л.д.40).

Согласно договору аренды N 6869 от 14.05.2004, заключенному между Администрацией города Петрозаводска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Роста-М» (арендатор), Обществу передан в аренду земельный участок по пр. Октябрьский, общей площадью 4231 кв. м для предпринимательской деятельности, для проектирования, строительства и последующей эксплуатации торгового центра с правом организации торговли на период проектирования и строительства.

ООО «Роста-М» выдано разрешение N 5 от 09.06.2007 на право организации розничного рынка по пр. Октябрьский. Постановлением Главы Петрозаводского городского округа от 31.03.2008 N 810 срок действия разрешения продлен до 01.05.2008.

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 20.03.2008 N 259 проведены внеплановые мероприятия по контролю за соблюдением обществом с ограниченной ответственностью «Роста-М» требований Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» и санитарного законодательства при организации деятельности розничного рынка, расположенного на пересечении улицы Мелентьевой и пр. Октябрьский в г. Петрозаводске. По результатам контрольных мероприятий должностным лицом Управления составлены акт проверки от 31.03.2008 и протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.34 КоАП РФ, от 02.04.2008. В протоколе указано на нарушение Обществом статьи 15 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2006 N 271-ФЗ, выразившееся в том, что ООО «Роста-М», являясь управляющей компанией розничным рынком, расположенным по адресу: г. Петрозаводск, пр. Октябрьский, осуществляло предоставление торговых мест на указанном рынке без наличия согласованной с органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека схемы размещения торговых мест.

Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 08.04.2008 N 3507/08 общество с ограниченной ответственностью «Роста-М» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество в установленный срок обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Проверив в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения ООО «Роста-М» к административной ответственности, суд не усматривает нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица, а равно и иных нарушений, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. На наличие таких нарушений не было указано и представителями заявителя в судебном заседании.

Оценив доводы сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2006 N 271-ФЗ (далее - Закон N 271-ФЗ).

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 12 и подпункта 1 пункта 1 статьи 14 названного закона одним из требований, предъявляемых к оборудованию розничного рынка и отнесенных к числу обязанностей управляющей рынком компании, является оборудование торговых мест в соответствии со схемой их размещения.

Указанное правило вытекает из статьи 13 Закона N 271-ФЗ, согласно которой проведение санитарно-гигиенических, дезинфекционных мероприятий по предупреждению возникновения очагов инфекционных и паразитарных заболеваний или распространения этих заболеваний, локализации и ликвидации таких очагов в случае их возникновения, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности являются обязательными требованиями к содержанию розничного рынка.

Порядок предоставления торговых мест на розничном рынке установлен пунктом 1 статьи 15 Закона N 271-ФЗ, в соответствии с которым торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно части 2 статьи 14.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация и предоставление торговых мест на розничном рынке при отсутствии схемы их размещения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия N 10.КЦ.01.000.Т.000688.12.07 от 04.12.2007, выданным на основании экспертного заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» N 242 от 26.11.2007, подтверждается, что зональная план-схема размещения торговых мест мини-рынка «Главный» ООО «Роста-М» не была согласована с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ввиду ее несоответствия государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в частности пунктам 2.9, 9.4, 10.5 санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Факт предоставления Обществом торговых мест на розничном рынке продавцам при отсутствии схемы размещения торговых мест, утвержденной и согласованной в порядке, предусмотренном Законом N 271-ФЗ, подтверждается материалами дела, в том числе актом по результатам мероприятий по контролю от 31.03.2008, протоколом об административном правонарушении, договорами о предоставлении торгового места на рынке «Главный» N 98 от 01.08.2007; N 108, N 112 и N 118 от 01.10.2007; N 2, N 10 и N 11 от 01.01.2008, заключенными ООО «Роста-М» (управляющей рынком компанией) с предпринимателями и ООО «Товары для Вас», журналом регистрации договоров. Представленная заявителем в судебном заседании схема размещения торговых мест также не содержит сведений о ее согласовании органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика и подтверждается материалами представленного административного производства, указанная схема в ходе производства по делу об административном правонарушении Обществом не представлялась. Более того, указанная схема не содержит даты утверждения ее директором ООО «Роста-М», что исключает возможность проверить довод заявителя о ее фактическом наличии при заключении договоров о предоставлении торгового места на рынке «Главный».

Таким образом, вывод административного органа о наличии события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.34 КоАП РФ, является обоснованным.

Довод заявителя о том, что ООО «Роста-М» не является управляющей компанией розничного рынка, расположенного по пр. Октябрьский в г.Петрозаводске, опровергается представленными в дело доказательствами, в том числе договором аренды земельного участка от 14.05.2004, постановлением Главы Петрозаводского городского округа от 31.03.2008 N 810 «О продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка», свидетельством о постановке ООО «Роста-М» на учет в налоговом органе (л.д.41), договорами на предоставление торгового места на рынке «Главный», заключенными Обществом на правах управляющей компании рынка, журналом регистрации указанных договоров. Следовательно, Общество отвечает признакам управляющей рынком компании, предусмотренным пунктом 7 статьи 3 Закона N 271-ФЗ.

Довод заявителя о неправильной квалификации совершенного им правонарушения, судом отклоняется.

Частью 1 статьи 14.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за разработку и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с соответствующими уполномоченными органами. В судебном заседании было установлено, что схема размещения торговых мест, утвержденная директором ООО «Роста-М», в ходе производства по делу об административном правонарушении Обществом не представлялась.

В рассматриваемом случае Обществу вменено в вину предоставление торговых мест на розничном рынке при отсутствии согласованной в установленном законом порядке схемы размещения торговых мест. Ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена частью 2 статьи 14.34 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств отсутствия у заявителя возможности для соблюдения законодательства о розничных рынках и установленного законом порядка предоставления торговых мест на розничном рынке, а также принятия заявителем всех зависящих от него мер по их соблюдению в материалы дела не представлено. Обстоятельств, исключающих вину заявителя в совершении вмененного правонарушения, а равно обстоятельств, свидетельствующих о совершении вмененных действий в состоянии крайней необходимости, судом не установлено.

В этой связи суд отмечает, что при отсутствии схемы размещения торговых мест на рынке, согласованной с Управлением Роспотребнадзора, ООО «Роста-М» не вправе было предоставлять индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам торговые места на рынке. Факт заключения Обществом договоров о предоставлении торговых мест на рынке свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению установленной законом обязанности.

Таким образом, у административного органа имелись все основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.34 КоАП РФ.

Санкцией указанной нормы предусмотрено наложение на юридических лиц штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. В данном случае оспариваемым постановлением штраф заявителю назначен в минимальном размере.

Оснований для признания правонарушения малозначительным суд не усматривает, поскольку размещение на розничном рынке торговых мест без согласования с Управлением Роспотребнадзора создает угрозу для охраняемых законом общественных отношений в области защиты прав потребителей и представляет опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления и отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

Р Е Ш И Л :

1. В удовлетворении требования об отмене постановления заместителя руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Бондаренко В.А. N3507/08 от 08 апреля 2008 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Роста-М», место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Советская, д. 7, кв. 115, основной государственный регистрационный номер 1021000529560, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100000 рублей, отказать полностью.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) в течение десяти дней со дня вынесения полного текста решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу

     Судья
Н.А. Кришталь

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-2250/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 06 мая 2008

Поиск в тексте