АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 06 мая 2008 года Дело N А26-985/2008

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 06 мая 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Шатиной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пасаманик Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Карелия

к Министерству природных ресурсов Республики Карелия

о признании незаконными распоряжения Министерства государственной собственности и природных ресурсов РК от 20.04.2006 г. N57-р и лицензии на право пользования недрами серии ПТЗ N01349 на геологическое изучение и добычу строительного камня при участии:

от заявителя - старшего помощника прокурора Онуфриевой Н.А. (по служебному удостоверению),

от ответчика - не явился, надлежащим образом уведомлен, от третьих лиц:

ООО «Ювекс», Управления по недропользованию по Республике Карелия, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия - не явились, доказательства надлежащего уведомления имеются в деле);

установил: Прокурор Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными распоряжения Территориального агентства по недропользованию по Республике Карелия и Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия от 20.04.2006 N 57-р о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Ювекс» право пользования участком недр «Пергуба» для геологического изучения и добычи строительного камня с целью производства щебня и выданной ему лицензии серии ПТЗ N 01349 на право пользования недрами на геологическое изучение и добычу строительного камня на участке недр «Пергуба» с целью производства щебня.

По мнению прокурора, при издании оспариваемого распоряжения и выдачи лицензии Территориальное агентство по недропользованию по Республике Карелия и Министерство природных ресурсов Республики Карелия превысило компетенцию, предоставленную органам государственной власти субъектов Российской Федерации статьей 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»; поскольку месторождение не зарегистрировано в установленном порядке, то предоставление в пользование для геологического изучения участков недр входит в компетенцию Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов. К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований по заявлению прокурора были привлечены: ООО «Ювекс», Управление по недропользованию по Республике Карелия (ранее Территориальное агентство по недропользованию по Республике Карелия) и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия. Вместе с тем в ходе судебного разбирательства выяснилось, что оспариваемое распоряжение издано и выдача лицензии была произведена помимо Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия (теперь Министерство природных ресурсов Республики Карелия) Территориальным агентством по недропользованию по Республике Карелия, в связи с чем суд считает возможным с согласия прокурора привлечь Управление по недропользованию по Республике Карелия к участию в деле в качестве второго ответчика в соответствие с частью 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключив его из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования. Ответчик, Министерство природных ресурсов Республики Карелия, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на иск не представил, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу. Ответчик, Управление по недропользованию по Республике Карелия (Карелнедра) в отзыве на заявление указало, что признает факт издания распоряжения и выдачи лицензии незаконными. Определения суда, направленные в адрес общества с ограниченной ответственностью «Ювекс», возвращены почтовым отделением без вручения в связи с отсутствием адресата. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия в отзыве на заявление указало, что оспариваемое распоряжение и выдача лицензии произведены с нарушением федерального закона. Заслушав доводы прокурора и изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании распоряжения Территориального агентства по недропользованию по Республике Карелия и Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия от 20.04.2006 N 57-р ООО «Ювекс» была выдана лицензия серии ПТЗ N 01349 на право пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на участке недр «Пергуба» с целью производства щебня на территории Кондопожского района сроком действия до 31.12.2025 (л.д. 19-20).

Полагая, что распоряжение и лицензия не соответствуют пункту 4 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», пункту 9 Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.11.2004 N 689, прокурор обратился с настоящими требованиями в суд. В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжение недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды (статья 2 Закона о недрах). В силу статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения. Согласно пункту 7 статьи 10.1 Закона о недрах решение уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации может являться основанием для предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Действовавшим до 26.10.2007 Законом Республики Карелия от 28.11.2005 N 924-ЗРК «О порядке предоставления недр и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых» было предусмотрено, что по решению органа исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченного в сфере регулирования отношений недропользования, участки недр могут быть предоставлены в пользование для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (статья 1). Таким уполномоченным органом являлось Министерство государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия. В соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Закона о недрах в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр. Приказом Федерального агентства по недропользованию от 23.11.2004 N 494 образована комиссия для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Карелия, утверждены Положение о комиссии и ее состав. Пунктом 6 названного Положения установлено, что в полномочия комиссии входит принятие решений о предоставлении права пользования участками в целях геологического изучения участков недр, за исключением недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития (статья 16 Закона о недрах). Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.03.2005 N 61 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр.

В соответствии с пунктом 1.3 названного Порядка предоставление в пользование участков недр в целях геологического изучения может осуществляться в отношении участков недр, включенных в: утвержденные Министерством природных ресурсов РФ программы геологического изучения недр, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы - для участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет государственных средств; утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации Перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, официально опубликованные им в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - для участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет собственных средств пользователей недр.

Порядок установления факта открытия месторождений полезных ископаемых и их учет регламентированы Инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.11.2004 N 689, согласно пункту 9 которой открытие месторождения полезных ископаемых - документально подтвержденный факт выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по определенным категориям. Таким образом, уполномоченный орган Республики Карелия был вправе предоставить в пользование для геологического изучения участок недр, содержащий поставленное на соответствующий учет в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 689, месторождение общераспространенных полезных ископаемых, на основании решения комиссии, созданной федеральным органом управления государственным фондом недр с участием представителей органа исполнительной власти Республики Карелия.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что комиссия для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Карелия не принимала решения о предоставлении ООО «Ювекс» в пользование для геологического изучения участка недр «Пергуба» и что согласно информации федерального государственного учреждения «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Северо-Западному федеральному округу», являющегося уполномоченным государственным органом по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, отсутствуют сведения о зарегистрированных месторождениях на участке недр «Пергуба» (л.д. 29-40). При таких обстоятельствах оспариваемые распоряжение и выданная лицензия ООО «Ювекс» не соответствуют Закону о недрах, а потому подлежат признанию недействительными.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Привлечь к участию в деле в качестве второго ответчика Управление по недропользованию по Республике Карелия, исключив его из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.

2. Заявление Прокурора Республики Карелия удовлетворить.

Признать недействительными, как не соответствующие Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», распоряжение Территориального агентства по недропользованию по Республике Карелия и Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия от 20.04.2006 N 57-р о предоставлении ООО «Ювекс» права пользования участком недр «Пергуба» для геологического изучения и добычи строительного камня с целью производства щебня и выданную ООО «Ювекс» на основании распоряжения лицензию серии ПТЗ N 01349 на геологическое изучение и добычу строительного камня на участке недр «Пергуба» с целью производства щебня.

3. Обязать Управление по недропользованию по Республике Карелия и Министерство природных ресурсов Республики Карелия устранить допущенные нарушения.

4. Взыскать в доход федерального бюджета расходы по госпошлине с Управления по недропользованию по Республике Карелия и Министерства природных ресурсов Республики Карелия солидарно по 1 000 рублей.

5. Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
Г.Г. Шатина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка