АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 07 мая 2008 года Дело N А26-2291/2008

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 07 мая 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Кришталь Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абакумовой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз»

к Министерству лесного комплекса Республики Карелия о признании незаконным и отмене постановления N 16 от 02.04.2008 о назначении административного наказания, при участии в заседании:

от заявителя - Кацнельсона Е.Л., представителя, доверенность от 25.06.2007,

от ответчика - Тулкиной Е.А., начальника отдела правового обеспечения, доверенность от 11.03.2008 N 10-7,

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» (далее - заявитель, ООО «Медвежьегорский леспромхоз», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству лесного комплекса Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 16 от 02.04.2008.

Указанным постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10000 руб.

В обоснование требования заявитель ссылается на то, что в нарушение статьи 26.1 КоАП РФ административный орган не установил обстоятельства по делу об административном правонарушении, которые подлежат обязательному выяснению и доказыванию, и характеризуют объективную сторону деяния. В частности, заявитель указывает, что в протоколе об административном правонарушении не содержится сведений о том, в чем именно выразились действия (бездействие) ООО «Медвежьегорский леспромхоз», а в оспариваемом постановлении отсутствуют сведения о времени и месте совершения правонарушения.

В отзыве на заявление ответчик требование не признал, полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным, указывает, что объективная сторона вмененного заявителю правонарушения состоит в нарушении Обществом пункта 7.4 договора аренды участков лесного фонда от 01.08.2003 N 13, а именно, в невнесении в течение 2007 года арендной платы в установленных договором объемах и сроки, что повлекло наличие задолженности по арендной плате на 01.01.2008 в сумме 856221 руб.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленное требование не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве. Пояснила, что в протоколе об административном правонарушении допущена техническая ошибка в указании времени совершения правонарушения, ошибочно указано «01.01.2007» вместо «01.01.2008». Наличие технической ошибки подтверждается содержанием протокола, факт наличия у Общества задолженности по арендной плате был установлен на основании акта сверки расчетов от 31.12.2007.

Заслушав представителей сторон, изучив имеющиеся в деле доказательства, в том числе, представленные ответчиком материалы административного производства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В Едином государственном реестре юридических лиц общество с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021001010029 (л.д.10).

01.08.2003 между ФГУ «Медвежьегорский лесхоз» (арендодатель) и ООО «Медвежьегорский леспромхоз» (арендатор) заключен договор N 13 на аренду участков лесного фонда, в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду участки лесного фонда на территории Медвежьегоского лесхоза общей площадью 415541 га с целью заготовки древесины и проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда. Согласно пункту 2.1 договора и приложениям NN 1-4 к договору арендодатель передает арендатору в аренду участки лесного фонда на срок с 01.08.2003 по 31.12.2023.

В период с 11.03.2008 по 14.03.2008 должностными лицами Министерства проведена плановая проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» лесного законодательства Российской Федерации при осуществлении лесопользования на территории ГУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество», по результатам которой составлен акт N 3-П.

14.03.2008 старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Корниловым К.А. в отношении Общества составлен протокол N 16 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ. В протоколе указано на нарушение Обществом статей 1 и 94 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ и пункта 7.4 договора на аренду участков лесного фонда от 01.08.2003 N 13.

02.04.2008 старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Корниловым К.А. вынесено постановление N 16 о привлечении ООО «Медвежьегоскрий леспромхоз» к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество в установленный срок обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.

Проверив в соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения заявителя к административной ответственности, суд не усматривает существенных процессуальных нарушений, самостоятельно влекущих признание незаконным решения административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 1 статьи 23.24 КоАП РФ органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.25 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе, в том числе, старшие государственные лесные инспектора в лесничествах и лесопарках (часть 2 статьи 23.24 КоАП РФ).

Положением о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия, утвержденным указом Главы Республики Карелия от 31.12.2007 N 195 (далее - Положение), предусмотрено, органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, является Министерство лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство). В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Положения Министерство осуществляет полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, осуществляет государственный лесной контроль и надзор.

Таким образом, в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия в пределах предоставленным ему законом полномочий.

Учитывая, что проверка проводилась в период с 11.03.2008 по 14.03.2008, а протокол об административном правонарушении составлен 14.03.2008, суд не усматривает нарушения срока составления протокола, установленного статьей 28.5 КоАП РФ.

Все необходимые сведения, подлежащие обязательному отражению в силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе имеются.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ для данного правонарушения годичного срока давности.

Ссылку представителя заявителя на то, что в протоколе об административном правонарушении указано время совершения правонарушения - 01.01.2007, суд отклоняет. Исходя из текста протокола, пояснений представителя ответчика в судебном заседании, представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу о том, что в указании времени совершения правонарушения допущена техническая ошибка, вместо 01.01.2008, ошибочно указано 01.01.2007.

Оценив доводы сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.

Частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Следовательно, при установлении объективной стороны данного правонарушения необходимо выявить факт нарушения привлекаемым к административной ответственности лицом условий заключенного с ним договора аренды лесного участка.

В соответствии с пунктом 6.2.3 договора на аренду участков лесного фонда N 13 от 01.08.2003 арендатор (ООО «Медвежьегорский леспромхоз») обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором аренды.

Согласно пункту 7.4 договора арендная плата, как и лесные подати, вносится в сроки, установленные Инструкцией Государственной налоговой службы РФ N 25 от 19.04.1994 «О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню» (далее - Инструкция). Арендная плата должна быть внесена арендатором за установленный объем лесопользования за истекший год к 1 января следующего календарного года.

В соответствии с пунктом 34 Инструкции плата за древесину, отпускаемую на корню, полностью вносится в доход бюджета в том календарном году, на который выделен лесосечный фонд, в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.

Таким образом, исходя из положений пункта 7.4 договора, арендатор обязан внести арендную плату за истекший год в полном объеме к 1 января следующего года.

Представленным в материалы дела актом сверки расчетов по платежам за пользование лесным фондом, подписанным сторонами, подтверждается тот факт, что к 01 января 2008 года арендная плата за 2007 год не была внесена Обществом в полном объеме, за Обществом числится задолженность в сумме 856221 руб. Данный факт подтверждается также актом N 3-П проверки соблюдения требований лесного законодательства и не оспаривался представителем заявителя в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, вывод Министерства о наличии события правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, и объективной стороны данного правонарушения в действиях (бездействии) Общества является обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств отсутствия у заявителя возможности для соблюдения условий договора аренды участков лесного фонда, а также принятия заявителем всех зависящих от него мер по их соблюдению в материалы дела не представлено. Обстоятельств, исключающих вину заявителя в совершении вмененного правонарушения, а равно обстоятельств, свидетельствующих о совершении вмененных действий в состоянии крайней необходимости, судом не установлено.

Таким образом, у административного органа имелись все основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ.

Санкцией части 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Оспариваемом постановлением Обществу назначен административный штраф в максимальном размере, установленном данной нормой.

Вместе с тем, как усматривается из текста указанного постановления, Министерством лесного комплекса Республики Карелия при рассмотрении дела об административном правонарушении не было установлено предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что при определении размера назначенного Обществу наказания Министерством были учтены такие обстоятельства, как значительный размер задолженности по уплате арендных платежей, а также наличие у Общества задолженности по внесению арендной платы за 2006 год. Между тем, данные обстоятельства не указаны в постановлении N 16 о назначении административного наказания. Кроме того, факт наличия у заявителя задолженности по арендной плате за 2006 год не подтвержден материалами дела, напротив, из акта сверки расчетов по платежам за пользование лесным фондом по состоянию на 31.12.2007 усматривается отсутствие задолженности за 2006 год. Более того, оспариваемым постановлением заявителю вменено в вину нарушение условий договора аренды в части внесения арендных платежей за 2007 год.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что наказание обществу с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» в виде штрафа в максимальном размере, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, назначено административным органом необоснованно, без учета обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ. При отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, у административного органа не имелось оснований для применения максимального размера санкции части 4 статьи 8.25 КоАП РФ.

На основании изложенного, суд полагает оспариваемое постановление в части назначения ООО «Медвежьегорский леспромхоз» административного штрафа в размере 10000 руб. незаконным и подлежащим изменению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Заявленное требование удовлетворить частично.

Признать незаконным и изменить постановление Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 02.04.2008 N 16 в части назначенного обществу с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» (место нахождения: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 3, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021001010029) административного наказания по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер административного штрафа до 5000 рублей.

В остальной части требования отказать.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) в течение десяти дней со дня его принятия, а также в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
 Н.А. Кришталь

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка