АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 08 мая 2008 года Дело N А26-103/2008

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 мая 2008г. Мотивированное решение изготовлено 08 мая 2008г.

Арбитражный суд

Республики Карелия в составе: судьи Васильевой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Богдановой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения «Жилищный контроль» к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, государственному учреждению «Центр социальной работы г. Петрозаводска»

о взыскании 150 288,26 руб. При участии в судебном заседании: от истца: Гургуцы Ольги Андреевны, ведущий специалист юридического отдела, по доверенности от 09.01.2008г. N7;

от ответчика, Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия: Кузнецова Романа Геннадьевича, консультант правового отдела, по доверенности от 01.03.2008г. N6.2-12; от ответчика, государственного учреждения "Центр социальной работы г. Петрозаводска": Хомутовой Татьяны Геннадьевны, юрисконсульт, по доверенности от 04.09.2007г. N4536;

от третьего лица, публично-правового образования Петрозаводский городской округ в лице Администрации г. Петрозаводска: не явился;

от третьего лица - Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия: Шаровой Оксаны Григорьевны, заместитель начальника юридического отдела, по доверенности от 23.04.2007г. установил:

Муниципальное учреждение «Жилищный контроль» (далее - истец, МУ «Жилищный контроль») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с надлежащего ответчика, Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, государственного учреждения "Центр социальной работы г. Петрозаводска" 150288 руб. 26 коп. расходов, связанных с предоставлением в 2005г. льгот гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Карелия от 17.12.2004г. N827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».

Исковые требования обоснованы статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением от 13 февраля 2008г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца публично- правовое образование Петрозаводский городской округ в лице Администрации г. Петрозаводска.

Определением от 17 марта 2008г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия.

Администрация г. Петрозаводска, надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения настоящего дела.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что Учреждение в соответствии с положениями Устава осуществляло в спорный период организацию предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в муниципальном жилищном фонде, для чего заключало договоры с предприятиями, фактически оказывающими эти услуги. В 2005 году в соответствии с Законом N827-ЗРК при начислении и взимании платы за жилищно-коммунальные услуги Учреждение учитывало льготы. Ссылаясь на возникшие в связи с этим убытки, Учреждение просит взыскать их с надлежащего ответчика. Также истец пояснил, что факт наличия у него убытков и их размер подтверждается реестрами граждан, заверенными уполномоченным лицом, договорами с предприятиями, оказывающими коммунальные услуги, актами сверки расчетов, а также фактами обращения муниципальных предприятий в арбитражный суд с исковыми заявлениями к Учреждению о взыскании долга по оплате оказанных коммунальных услуг.

Представитель Министерства финансов Республики Карелия в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Представитель государственного учреждения "Центр социальной работы г. Петрозаводска" возражал против удовлетворения требований истца, мотивируя свое несогласие тем, что Центр не имеет отношения к предоставлению льгот в 2005г.

Третье лицо, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании отвергают требования Учреждения на основании непредставления истцом доказательств фактического причинения ему убытков и связанных с этим неправомерных действий государственных органов.

Заслушав пояснения представителей сторон, третьего лица, изучив и оценив доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.

МУ "Жилищный контроль" (до 17.05.2005 МУ по управлению жилищным фондом "Служба заказчика") в соответствии с уставом Учреждения (т.1, листы дела13-16) было создано для управления объектами муниципального жилищного фонда города Петрозаводска. Одной из целей деятельности учреждения является обеспечение предоставления потребителям жилищно-коммунальных услуг в соответствии с установленными нормативными параметрами (качество, количество и стоимость), обеспечивающих комфортные условия проживания в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Для достижения указанной цели, Учреждение заключает договоры с обслуживающими организациями на поставку (оказание) ими услуг жилищно-коммунального назначения.

Из материалов дела следует, что Учреждением были заключены договоры с предприятиями, фактически оказывающими жилищно-коммунальные услуги.

По условиям договоров расчеты с предприятиями за оказанные жилищно-коммунальные услуги осуществляло учреждение (МУ «Жилищный контроль»). Источником расчетов являлись платежи потребителей услуг, начисляемые в соответствии с тарифами, утвержденными органами местного самоуправления г. Петрозаводска, и бюджетные средства (начисленные населению суммы льгот и субсидий). Учреждение также осуществляло сбор, аккумулирование и перечисление платежей населения, поступающих в оплату оказанных услуг, для расчета с поставщиками услуг.

Как усматривается из материалов дела, в 2005 году МУ «Жилищный контроль» при взимании платы за предоставление жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Карелия N 827-ЗРК от 17 декабря 2004 года "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" предоставляло гражданам, имеющим право на льготу, 50% скидку, в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2005 года. Так, в указанный период на основании Закона N827-ЗРК были предоставлены льготы по категории граждан «минеры, бойцы истребительных батальонов» на сумму 168,46 руб.; «труженики тыла Великой Отечественной войны» - на сумму 319,22 руб.; «реабилитированные (незаконно репрессированные)» - 3052,37 руб.; «ветераны труда Республики Карелия» - 54596,92 руб.; «ветераны труда Российской Федерации» - 92151,28 руб., а всего - на сумму 150 288руб. 26 коп. (без учета налога на добавленную стоимость). В результате предоставления льгот названным категориям граждан истец понес расходы в сумме 150 288руб. 26 коп. (без НДС) и обратился в арбитражный суд с настоящим иском о их взыскании в соответствии со статьями 15,16,1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Закон N827-ЗРК регулирует правоотношения по социальной поддержке категорий граждан, указанных в статье 2 Закона. В соответствии со ст.3 Закона социальная поддержка осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствующем размере и оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).

Финансовое обеспечение социальной поддержки, установленной статьей 3 настоящего Закона, является расходным обязательством Республики Карелия (ст.5 Закона).

Названные Закон не содержит порядка возмещения этих расходов и перечня документов, которыми они должны подтверждаться.

В целях реализации Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" Правительство Республики Карелия постановлением от 17.01.2005г. N1-П утвердило Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".

Согласно п. 9 Порядка для получения мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, за исключением получения оплаты топлива и транспортных услуг по его доставке, граждане, указанные в пунктах 1-9 статьи 2 Закона, обращаются в организации, предоставляющие данные услуги.

Лицам, указанным в пунктах 1-9 статьи 2 Закона и зарегистрированным в организациях, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, по состоянию на 31 декабря 2004 года, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, за исключением получения оплаты топлива и транспортных услуг по его доставке, с 1 января 2005 года предоставляются без обращения в данные организации.

В силу п.12 Порядка организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги гражданам, осуществляют учет граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в разрезе категорий получателей, размера занимаемой ими площади, нормативов потребления коммунальных услуг; ежемесячно до 10 числа представляют органам местного самоуправления (уполномоченным ими органам) на магнитных и (или) бумажных носителях реестры граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по форме согласно приложению N 3 к Порядку.

Органы местного самоуправления (уполномоченные ими органы) в порядке установленном законодательством:

- заключают договоры с организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, на возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг;

- осуществляют учет граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в разрезе категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и объема предоставляемых услуг;

- осуществляют учет расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам в разрезе категорий получателей;

- в целях проведения сверки на основании пункта 14 Порядка ежемесячно до 20 числа текущего месяца направляют в Центры по месту жительства граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с пунктами 9 и 10 Порядка, на магнитных и (или) бумажных носителях копии реестров, составленных по форме согласно приложению N 3 к Порядку.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 24.04.2006г. N48-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Карелия от 17.01.2005г. N1-П» обязанности по учету и возмещению организациями затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, с 2006г. были возложены на Центры социальной работы городов и районов.

По предложению Министерства финансов Республики Карелия Центрами социальной работы городов и районов была проведена работа по сверке расчетов с органами местного самоуправления за предоставленные в 2005г. льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

МУ "Центр социальной работы г. Петрозаводска" была принята и погашена задолженность органов местного самоуправления за предоставленные в 2005г. льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 8633937,70 руб., в том числе перед МУ «Жилищный контроль» - 1891141,38 руб. Это обстоятельство истцом не оспаривается.

Истцом представлены в материалы дела реестры граждан за 2005 год, составленные по каждой категории применительно ст.2 Закона N827-ЗРК, заверенные ГУ социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" с отметкой, что реестры сверены с базой льготополучателей (т.2, л.д.1-108, т.1, л.д.36-145). Кроме того, в материалы дела представлен договор N5 от 12.04.2005г. между Администрацией города Петрозаводска и МУ "Служба заказчика" на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам на оказание жилищно-коммунальных услуг (том 1 лист дела 18), счета-фактуры (т.1, л.д.21-28), договоры с предприятиями, оказывающими коммунальные услуги, акты сверки расчетов, исковые заявления в арбитражный суд, платежные поручения по расчетам с предприятиями ЖКХ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из материалов дела усматривается, что истцом ко взысканию заявлены убытки, которые истец рассматривает как реальный ущерб.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В процессе рассмотрения дела истцу было предложено представить доказательства, подтверждающие оплату по договорам с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства за оказанные услуги населению за 2005 год по категориям граждан, указанным в исковом заявлении; данные о сумме начисленных льгот за 2005г. и полученном возмещении. Такие доказательства суду не представлены.

Для взыскания убытков истец должен представить доказательства их наличия в заявленном ко взысканию размере, а также доказательства причинной связи между понесенными убытками и неправомерными действиями ответчика.

Поскольку Учреждение не оказывает жилищно-коммунальные услуги и не представило доказательств возмещения предприятиям, фактически оказывающим эти услуги, за счет собственных средств расходов, связанных с предоставлением льгот, Учреждение не доказало наличие убытков в заявленном размере.

Из актов сверок, представленной истцом, следует, что у МУ "Жилищный контроль" имеется задолженность перед предприятием тепловых сетей по состоянию на 31.05.2007г. и перед предприятием «Лифты и аварийное обслуживание» по состоянию на 01.07.2006г. Однако указанные акты не являются доказательством наличия у истца убытков в заявленном размере и по заявленным основаниям. Иные доказательства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований, также не могут рассматриваться судом в качестве относимых доказательств к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу.

С учетом изложенного, требование истца не доказано ни по праву, ни по размеру и удовлетворению не подлежит.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении искового заявления отказать.

2. Расходы по государственной пошлине отнести на истца.

3. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург). Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт - Петербург).

     Судья
Васильева
 Л.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка