АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 2008 года Дело N А26-2160/2008

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 12 мая 2008 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Зинькуева И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лайтинен В.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия к индивидуальному предпринимателю Дмитриевой Галине Васильевне о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании специалиста-эксперта Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Ивановой Н.Н. (доверенность от 29.01.2008 г.), индивидуального предпринимателя Дмитриевой Г.В.,

установил: Управление государственного автодорожного надзора по Республике Карелия (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к индивидуальному предпринимателю Дмитриевой Галине Васильевне (далее - ответчик, предприниматель) о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В обоснование заявленного требования Управление указало, что в ходе внеплановой инспекторской проверки было установлено, что предприниматель Дмитриева Г.В. осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, с нарушениями лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и прописанных в подпунктах в) д) пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637 (далее - Положение N 637). Проверкой установлено, что причиной несоблюдения лицензионных требований и условий является бездействие предпринимателя Дмитриевой Г.В., выраженное в недостаточной организации и отсутствии контроля со стороны предпринимателя при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Ответчик в судебном заседании указал, что не оспаривает обстоятельства, установленные административным органом при проведении проверки, совершение правонарушения не отрицает, все нарушения в настоящее время устранены.

Заслушав представителя заявителя, ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Дмитриева Галина Васильевна зарегистрирована за основным государственным регистрационным номером 304102011000030. Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, осуществляется предпринимателем на основании лицензии N АСС-10-225589, выданной Карельским республиканским отделением Ространсинспекции, сроком действия с 22.04.2004г. по 21.04.2009г.

На основании приказа от 30.04.2008г. N 180-вн.ип проведена внеплановая проверка соблюдения предпринимателем Дмитриевой Г.В. лицензионных требований и условий, предусмотренных законодательством при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. По результатам проверки в присутствии предпринимателя 15 апреля 2008 года должностным лицом Управления составлен акт N 179/ип и протокол об административном правонарушении.

Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении предпринимателя Дмитриеву Г.В. к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Анализируя в соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру составления протокола об административных правонарушениях и предшествующих этому действий административного органа, суд не усматривает нарушений законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии.

Согласно пункту 2 Положения N 637 лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Действие данного нормативного акта распространяется на индивидуальных предпринимателей (пункт 1).

В соответствии с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398, «Положением об Управлении государственного автодорожного надзора по Республике Карелия», утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.2004 N АН-343-фс, полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности на автомобильном транспорте осуществляет Управление государственного автодорожного надзора по Республике Карелия.

При составлении протокола об административном правонарушении в отношении ответчика должностное лицо Управления действовало в пределах своей компетенции.

Все необходимые сведения, подлежащие обязательному отражению в силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе, имеются. Права привлекаемого лица, регламентированные статьей 25.1 КоАП РФ, предпринимателю Дмитриевой Г.В. разъяснялись, копия протокола вручена.

Таким образом, судом не установлено процессуальных нарушений при проведении административным органом проверки и составлении протокола об административном правонарушении.

Оценив доводы сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, регламентированных специальным разрешением (лицензией).

Названная норма носит бланкетный (отсылочный) характер.

Таким образом, решая вопрос о виновности предпринимателя Дмитриевой Г.В., суду надлежит проверить установленные лицензирующим органом нарушения с позиций их регламентации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 указанного Закона деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) относится к лицензируемому виду деятельности.

Согласно подпунктам в) д) пункта 4 Положения N 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. В частности, обязательными являются организация и проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Одновременно суд отмечает, что в соответствии с пунктом 96 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию. Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемый на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяет Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 30. В Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности) включены предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Таким образом, для осуществления медицинских осмотров водителей лицу, осуществляющему осмотры, необходимо иметь соответствующую лицензию.

Из материалов дела усматривается, что предпринимателем не организованы и не проводятся послерейсовые медицинские осмотры водителей, а предрейсовые осмотры проводились лицом, не имеющим соответствующей лицензии. Кроме того, на момент проведения проверки у предпринимателя отсутствовало удостоверение о прохождении курса обучения по повышению квалификации по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства позволяют суду считать доказанным совершение предпринимателем Дмитриевой Г.В. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а заявленное Управлением требование - обоснованным.

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

Субъективная сторона совершенного административного правонарушения заключается в непринятии предпринимателем Дмитриевой Г.В. всех зависящих от неё мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Установленные в ходе судебного разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии обстоятельств объективной невозможности соблюдения ответчиком требований законодательства, регулирующего деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, или каких-либо других обстоятельств, исключающих вину ответчика.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Поскольку частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ санкция для индивидуальных предпринимателей не регламентирована, суд при определении меры ответственности исходит из размера санкции для должностных лиц в соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ. Согласно указанному примечанию лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. При назначении меры административного наказания суд не усматривает обстоятельств, отягчающих ответственность, и считает возможным назначить наказание в минимальном размере.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Заявление Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия удовлетворить полностью. Привлечь индивидуального предпринимателя Дмитриеву Галину Васильевну (место жительства: Карелия, Прионежский район, п. Мелиоративный, ул. Лесная, д. 18, кв. 51, основной государственный регистрационный номер 304102011000030) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

2. Реквизиты для уплаты штрафа: Расчетный счет N 401 018 106 000 000 100 06 Получатель штрафа: Управление Федерального казначейства по РК (УГАДН по РК) ИНН 1001048631 КПП 100101001 БИК 048602001 ОКАТО 864 010 000 00 в ГРКЦ Национального банка РК Банка России г. Петрозаводск Код бюджетной классификации 106 116 90040 04 0000 140

В назначении платежа указать: «Административный штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2160/2008».

3. Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
И.А. Зинькуева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка