• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 08 мая 2008 года Дело N А26-889/2008

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 08 мая 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе судьи Шатиной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пасаманик Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Овчинникова Игоря Витальевича

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску

о признании незаконным решения N2.1-10/2513 от 24.01.2008 и обязании произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 750 руб.

третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия при участии:

от заявителя - Павловской Н.О.,

от ответчика, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску - не явился,

от третьего лица, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия - ведущего специалиста - эксперта юридического отдела Чехонина М.Г. по доверенности от 01.11.2007 г.,

установил: предприниматель Овчинников Игорь Витальевич (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее по тексту - ответчик, Инспекция) о признании незаконным решения N2.1-10/2513 от 24.01.2008 и обязании произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 750 руб.

Ответчик, Инспекция, направила отзыв на заявление, в котором просит в его удовлетворении отказать поскольку полагает, что в действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для проведения зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговыми органами. Определением суда от 15.04.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия. Отзыв на заявление им не представлен. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме. Ответчик, Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечила. Представитель третьего лица в судебном заседании подтверждает факт ошибочного перечисления предпринимателем страховых взносов в сумме 550 руб. на код бюджетной классификации, соответствующий страховым взносам, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, и страховых взносов в сумме 200 руб. на код бюджетной классификации, соответствующий страховым взносам, зачисляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, вместо кодов, соответствующих страховым взносам в виде фиксированного платежа; пояснил, что администратором страховых взносов являются налоговые органы, которые и должны принимать решение о зачете (возврате) ошибочно уплаченных платежей.

Выслушав доводы представителей заявителя и третьего лица, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства, суд находит заявление предпринимателя обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, предприниматель Овчинников И.В., являясь в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) страхователем по обязательному пенсионному страхованию, перечислил по квитанциям Сбербанка России в 2005 году платежи в общей сумме 650 руб., ошибочно указав код бюджетной классификации 18210202010061000160, предусмотренный для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, вместо кода, установленного для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (182 1 02 02030 06 0000 160); в сумме 250 руб., ошибочно указав код бюджетной классификации 18210202020061000160, предусмотренный для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, вместо кода, установленного для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии (182 1 02 02040 06 0000 160). Уплата указанных платежей подтверждается квитанциями (л.д. 15-18), а также реестром учета платежей страхователя за период с 01.01.2005 по 30.04.2008, представленным Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (л.д. 49), и не оспаривается ответчиком. Реестром учета платежей страхователя подтверждается, что по состоянию на 30.04.2008 сумма переплаты по страховым взносам в связи с ошибочным перечислением предпринимателем платежей не на те коды бюджетной классификации на страховую часть пенсии составляет 550 руб., на накопительную часть пенсии - 200 руб. Как пояснил представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия эти суммы сложились с учетом ранее произведенных зачетов (возвратов) ошибочно перечисленных страховых взносов. В заявлении от 22.01.2008 (л.д. 12) предприниматель просил произвести переброску указанных платежей в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Инспекция письмом от 24.01.2008 N2.1-10/2513 (л.д. 13-14) отказала в зачете страховых взносов, ссылаясь на то, что по этому вопросу следует обращаться в Пенсионный фонд.

Не согласившись с указанным решением Инспекции, предприниматель обратился в арбитражный суд.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами и в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления налоговым органом контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", действующего на момент уплаты предпринимателем спорных сумм, и утратившего силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ, и приложению N 11.1 к этому закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ Федеральная налоговая служба являлась администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, и на нее как на администратора возлагались полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

В статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008, закреплена аналогичная норма, возлагающая на администраторов доходов бюджета полномочия по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению уведомлений в орган Федерального казначейства. Приложением N8 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 г. N 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», вступившему в силу с 01.01.2008, главным администратором доходов бюджетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, и в виде фиксированного платежа, названа Федеральная налоговая служба.

Из анализа названных норм следует, что именно Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана производить возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В силу положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику налоговым органом по месту учета налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Наличие у предпринимателя переплаты по страховым взносам в сумме 550 руб. по страховой части пенсии и 200 руб. по накопительной части пенсии подтверждается материалами дела, признается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и не оспаривается ответчиком, что в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для вынесения налоговым органом решения о зачете этой суммы по заявлению плательщика.

При таких обстоятельствах отказ Инспекции в зачете ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит признанию незаконным как несоответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 100 руб. подлежит взысканию в его пользу с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

Р Е Ш И Л :

1. Заявление предпринимателя Овчинникова Игоря Витальевича удовлетворить.

Признать незаконным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску N2.1-10/2513 от 24.01.2008 об отказе в зачете ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Овчинникова Игоря Витальевича и принять решение о зачете 750 рублей ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в сумме 550 руб. - по страховой части трудовой пенсии, в сумме 200 руб. - по накопительной части трудовой пенсии, в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.

2. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску в пользу предпринимателя Овчинникова Игоря Витальевича расходы по госпошлине в размере 100 руб.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

     Судья
 Г.Г. Шатина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-889/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 08 мая 2008

Поиск в тексте