АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 08 мая 2008 года Дело N А26-1655/2008

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 08 мая 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе судьи Шатиной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пасаманик Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Бзнуни Роберта Менторовича

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску

о признании незаконным решения от 17.03.2008 N2.1-10/11137 и обязании произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 800 руб.

третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия при участии:

от заявителя - не явился,

от ответчика, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску - не явился,

от третьего лица, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия - ведущего специалиста - эксперта юридического отдела Чехонина М.Г. по доверенности от 01.11.2007 г.,

установил: предприниматель Бзнуни Роберт Менторович (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее по тексту - ответчик, Инспекция) о признании незаконным решения от 17.03.2008 N2.1-10/11137 и обязании произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 800 руб. Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явился. Ответчик, Инспекция, явку своего представителя в заседание суда не обеспечила, надлежащим образом извещена, направила отзыв на заявление, в котором просит в его удовлетворении отказать, поскольку полагает, что в действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для проведения зачета (возврата) страховых взносов налоговыми органами, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя. При таких обстоятельствах, дело рассматривается в отсутствие представителей сторон в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 07.04.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия. Отзыв на заявление им не представлен. Представитель третьего лица в судебном заседании подтверждает факт ошибочного перечисления предпринимателем страховых взносов в сумме 1200 руб. на код бюджетной классификации, соответствующий страховым взносам, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, и страховых взносов в сумме 600 руб. на код бюджетной классификации, соответствующий страховым взносам, зачисляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, вместо кодов, соответствующих страховым взносам в виде фиксированного платежа; пояснил, что администратором страховых взносов являются налоговые органы, которые и должны принимать решение о зачете (возврате) ошибочно уплаченных платежей.

Выслушав доводы представителя третьего лица, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства, суд находит заявление предпринимателя обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, предприниматель Бзнуни Р.М., являясь в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) страхователем по обязательному пенсионному страхованию, перечислил по квитанции Сбербанка России от 26.12.2003 платеж в сумме 1200 руб., ошибочно указав код бюджетной классификации 1010610, предусмотренный для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, вместо кода, установленного для уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (1010611); по квитанции Сбербанка России от 26.12.2006 платеж в сумме 600 руб., ошибочно указав код бюджетной классификации 1010620, предусмотренный для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, вместо кода, установленного для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии (1010621). Уплата указанных платежей подтверждается квитанциями (л.д. 18), а также реестром поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2003 по 31.12.2004, представленным Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия, и не оспаривается ответчиком.

Неоднократно обращаясь с заявлениями в налоговый орган, в том числе от 05.07.2006 (л.д. 24), от 15.02.2007 (л.д. 27), от 21.02.2008 (л.д. 33), предприниматель просил произвести переброску указанных платежей, однако Инспекция письмами от 07.07.2006 N2.1-10/28167 (л.д. 25), от 22.02.2007 N2.1-10/8331 (л.д. 28-29), от 13.03.2007 N2.1-10/11057 (л.д. 31-32) отказывала предпринимателю, указывая на неопределенность в вопросе о том, какой государственный орган уполномочен производить зачет (возврат) страховых взносов и на их особую неналоговую природу.

Письмом от 17.03.2008 N2.1-10/11137 (л.д. 34-35) Инспекция вновь отказала предпринимателю в возврате (зачете) страховых взносов, ссылаясь на то, что органом, уполномоченным осуществлять возврат (зачет) страховых взносов является Пенсионный фонд.

Не согласившись с указанным решением Инспекции, предприниматель обратился в арбитражный суд.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами и в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления налоговым органом контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", действующего на момент обращений предпринимателя в налоговый орган, и утратившего силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ, и приложению N 11.1 к этому закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ Федеральная налоговая служба являлась администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, и на нее как на администратора возлагались полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

В статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008, закреплена аналогичная норма, возлагающая на администраторов доходов бюджета полномочия по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению уведомлений в орган Федерального казначейства. Приложением N8 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 г. N 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», вступившему в силу с 01.01.2008, главным администратором доходов бюджетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, и в виде фиксированного платежа, названа Федеральная налоговая служба.

Из анализа названных норм следует, что именно Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана производить возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Наличие у предпринимателя переплаты по страховым взносам в сумме 1200 руб. по страховой части пенсии и 600 руб. по накопительной части пенсии подтверждается материалами дела, признается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, не оспаривается ответчиком, что в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для вынесения налоговым органом решения о зачете этой суммы по заявлению плательщика.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Данный срок установлен для обращения налогоплательщика с письменным заявлением в налоговый орган, а не в суд.

В силу статей 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. Учитывая, что заявитель обращался в Инспекцию с заявлением о зачете ошибочно уплаченных страховых взносов в установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации срок (заявление от 05.07.2006), суд признает его требование об обязании Инспекции произвести зачет страховых взносов в сумме 1800 руб. подлежащим удовлетворению, а решение Инспекции от 17.03.2008 N2.1-10/11137 об отказе в осуществлении зачета - признанию незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 100 руб. подлежит взысканию в его пользу с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

Р Е Ш И Л :

1. Заявление предпринимателя Бзнуни Роберта Менторовича удовлетворить.

Признать незаконным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску от 17.03.2008 N2.1-10/11137 об отказе в зачете (возврате) ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Бзнуни Роберта Менторовича и принять решение о зачете 1800 рублей ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в сумме 1200 руб. - по страховой части трудовой пенсии, в сумме 600 руб. - по накопительной части трудовой пенсии, в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.

2. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску в пользу предпринимателя Бзнуни Роберта Менторовича расходы по госпошлине в размере 100 руб.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

     Судья
 Г.Г. Шатина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка