АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 15 мая 2008 года Дело N А26-894/2008

Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 15 мая 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе судьи Курчаковой В.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цыба И.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Романовой Любови Романовны

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску

третье лицо: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске о признании недействительным решения налогового органа от 11.01.2008 N14 при участии

заявителя - Анчуковой Татьяны Николаевны, представителя по доверенности от 01.11.2007

от ответчика - не явился

от третьего лица - Чехонина Максима Геннадьевича, представителя, доверенность от 01.11.2007

установил: индивидуальный предприниматель Романова Любовь Романовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску N14 от 11.01.2008 и обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В судебном заседании представитель предпринимателя заявленное требование поддержал. В обоснование заявленного требования предприниматель ссылался на абзац 3 статьи 2 Федерального закона N115-ФЗ от 15.08.1996 «О бюджетной классификации Российской Федерации», согласно которому функции по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, взысканием и принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним возложены на администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации. Администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба. При указанных обстоятельствах считает отказ инспекции от возврата излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1200 руб. не соответствующим закону.

Ответчик извещен о времени судебного разбирательства надлежащим образом, однако явку своего представителя в суд не обеспечил. Заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагая правомерным отказ от возврата излишне уплаченных страховых взносов, ответчик ссылался на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, поэтому при зачете (возврате) указанных взносов не могут применяться положения статей 78,79 НК РФ. По мнению ответчика, статья 25 Федерального закона N167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N167-ФЗ) возлагает на налоговые органы только контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Требования указанного закона не возлагают на налоговые органы обязанность по зачету или возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске в судебном заседании указал на обоснованность заявленного предпринимателем требования, поскольку именно на налоговые органы возложена обязанность по зачету (возврату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а излишняя уплата страховых взносов на ненадлежащий код бюджетной классификации подтверждается реестром учета платежей страхователей за период с 01.01.2005 по 31.03.2008.

В связи с неявкой представителя налогового органа судом в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 07 по 13 мая 2008 года до 14 час. О перерыве ответчик извещен надлежащим образом. Судебное заседание после перерыва проведено с участием заявителя и третьего лица. Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства. Предприниматель Романова Л.Р. обратилась в инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску с заявлением от 24.12.2007 о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год в сумме 1200 руб.

По результатам рассмотрения заявления инспекцией принято решение N14 от 11.01.2008 об отказе в осуществлении зачета (возврата) ошибочно уплаченных страховых взносов.

Полагая, что действия налогового органа противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации и Закону N167-ФЗ, а также нарушают ее права и охраняемые законом интересы, предприниматель Романова Л.Р. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным указанного решения.

Суд считает обоснованным требование о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску исходя из следующего.

В силу статьи 2 Закона N167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим законом. Закон N167-ФЗ не регламентирует вопросы зачета или возврата излишне уплаченных сумм, следовательно, подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Пунктом 6 данной статьи установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Как видно из материалов дела (квитанция Сбербанка от 13.12.2005, л. д.11), предпринимателем при уплате страховых взносов за 2005 год в сумме 1200 руб. вместо кода бюджетной классификации 18210202030061000160 указан код бюджетной классификации 18210202020061000160.

05.12.2006 предприниматель уплатил страховые взносы за 2005 года в сумме 1200 руб. на надлежащий код бюджетной классификации 18210202030061000160 (квитанция Сбербанка, л. д. 24). Данная уплата подтверждена Пенсионным фондом.

Как следует из решения инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов со ссылкой на то, что страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, в связи с чем положения статей 78, 79 НК РФ не распространяются на зачет (возврат) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и у налоговых органов отсутствуют правовые основания для зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Между тем, в соответствии со статьей 78 НК РФ обязанность по проведению зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней возложена на налоговые органы.

Согласно статье 2 Закона N167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 25 Закона N167-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, следует признать, что именно на налоговый орган как на администратора поступлений по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации возложена обязанность по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов в порядке статьи 78 НК РФ.

Поскольку материалами дела установлено, что за 2005 год страховые взносы уплачены предпринимателем дважды, и данное обстоятельство документально не оспорено инспекцией, то у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа предпринимателю Романовой Л.Р. в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Данная правовая позиция соответствует позиции, изложенной в Постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2006 г. N 2776/06 и 4240/06. Расходы по государственной пошлине суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Заявленное требование удовлетворить. Признать недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону N167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» решение инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску от 11.01.2008 N14.

2. Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску возвратить индивидуальному предпринимателю Романовой Любови Романовне излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1200 руб.

3. Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 руб.

4. Возвратить индивидуальному предпринимателю Романовой Любови Романовне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 руб., перечисленную по платежному поручению N13 от 18.02.2008.

5. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) и в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
В.М. Курчакова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка