• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 14 мая 2008 года Дело N А26-622/2008

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 14 мая 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Зинькуевой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Разувайло Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску государственного учреждения Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество»

к закрытому акционерному обществу «Комилесзаготпром» о взыскании неустойки в размере 158 054 руб. 40 коп. при участии в судебном заседании инженера государственного учреждения «Питкярантское центральное лесничество» Исаева А.Г. (доверенность от 12.03.2008), адвоката закрытого акционерного общества «Комилесзаготпром» Горепекина А.И. (доверенность от 09.01.08),

установил: в Арбитражный суд Республики Карелия обратилось государственное учреждение Республики Карелия «Олонецкий лесхоз» (далее - лесхоз) с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества «Комилесзаготпром» (далее - ответчик, общество, ЗАО «Комилесзаготпром») неустойки в размере 158054 руб. 40 коп. за нарушение «Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N551 от 01.06.1998г. (далее - Правила).

В обоснование иска ГУ РК «Олонецкий лесхоз» ссылается на нарушение указанных Правил при использовании лесорубочного билета N 532 от 29.12.2006г., выданного обществу и предоставляющего право разработки лесосеки.

Определением от 25 марта 2008 года суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел процессуальное правопреемство истца на государственное учреждение Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» (далее - ответчик, лесничество, ГУ РК «Питкярантское центральное лесничество»).

В судебном заседании представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

В отзыве на заявление и в судебном заседании представитель ответчика не признал требования по тем основаниям, что общество не было извещено о проведении освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок; составленный по результатам освидетельствования акт служит основанием для начисления неустойки и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустойки; представленное в материалы дела лесничеством извещение о составлении протокола не является доказательством извещения о проведении освидетельствования; документы истца не соответствуют Указаниям по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждении и заготовки второстепенных лесных материалов; освидетельствование, проведенное лесхозом 12 октября 2007 года, осуществлено с нарушением норм лесного законодательства; нарушены требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Закрытое акционерное общество «Комилесзаготпром» включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1051100565790.

Между ФГУ «Олонецкий лесхоз» и ЗАО «Комилесзаготпром» 20 ноября 2006 года заключен договор N 4, в соответствии с которым арендатор принимает в аренду участок лесного фонда с целью заготовки древесины. 29 декабря 2006 года обществу был выписан лесорубочный билет N 532, на основании которого ответчик приобрел право на осуществление лесопользования.

При проведении 13 сентября 2007 года промежуточной проверки общества должностным лицом лесхоза установлено, что по лесорубочному билету разрешено вырубить 137 кб.м, фактически вырублено - 252 кб.м древесины, что отражено в акте (л.д. 39). В адрес общества лесхоз направил извещение, в котором предлагалось представителю с доверенностью явиться в контору лесхоза на 12 октября 2007г. для составления протокола. Извещение получено обществом 04.10.2007г. (л.д. 90). 12 октября 2007 года должностными лицами лесхоза составлен акт о неявке представителя общества. В акте также отражено, что был совершен выезд на делянку для определения объемов нарушения (л.д. 42). В тот же день лесничим Андреевым И.М. в отношении общества составлен протокол N 10 о нарушении лесохозяйственных требований. Обществу вменяется рубка деревьев, не подлежащих рубке при проведении рубок промежуточного пользования, в связи с чем обществу начислена неустойка на основании подпункта «в» пункта 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации. 15 декабря 2007 года в адрес общества лесхозом направлена претензия N 1229 на сумму 158054 руб. 40 коп., претензия вручена обществу 06.11.2007г. Поскольку претензия не исполнена обществом, истец обратился за взысканием неустойки в судебном порядке.

Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, соблюдать условия лесорубочного билета и в силу положений статьи 111 того же Кодекса возместить вред, причиненный лесному фонду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Аналогичное правило закреплено в статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01.01.2007 года. В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006г. «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» Лесной кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие. Основанием возникновения рассматриваемых отношений между истцом и ответчиком является лесорубочный билет, выданный обществу в 2006 году.

Согласно статье 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.01.1997г. N 22-ФЗ) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда; лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.

Часть 2 статьи 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ) действует до 1 января 2009 года (статья 12 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006).

Порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины, живицы, а также размеры неустоек за нарушения лесохозяйственных требований на всей территории лесного фонда Российской Федерации при проведении рубок главного пользования, подсочки древостоев, рубок промежуточного пользования, прочих рубок, рубок леса при переводе в установленном порядке лесных земель в нелесные в целях как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, при строительстве объектов и производстве на участках лесного фонда работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, установлен «Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 62, 63, 64, 66 Правил лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; в случаях выявления нарушений требований названных Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователь добровольно не уплатил неустойку, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустойки в принудительном порядке. Составленные по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акты служат основанием для начисления неустоек и являются официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил (пункт 65 Правил).

Приказом Госкомитета Республики Карелия по лесу от 11.04.2007 N 165 государственным учреждениям Республики Карелия - лесхозам переданы полномочия по администрированию платежей за пользование лесным фондом, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации. Лесничества входят в структуру органов государственной власти, которые в соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ) осуществляют государственный контроль и надзор. Следовательно, лесничества вправе в пределах предоставленной компетенции осуществлять контроль за лесопользованием, проводить освидетельствование мест рубок, в случае выявления нарушений составлять акты и производить расчет неустоек за нарушения в соответствии с действовавшими на момент выдачи лесорубочного билета Правилами, а также предъявлять иски о взыскании неустоек в случае неисполнения обязанности по их уплате в добровольном порядке.

Порядок осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов установлен Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394 (далее - Положение). В соответствии с пунктом 8 Положения государственные лесные инспектора при осуществлении государственного лесного контроля и надзора имеют право осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства и составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам и юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков. При этом пунктом 16 Положения предусмотрено, что мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Из смысла приведенных норм следует, что должностные лица лесничеств вправе проводить проверки по соблюдению пользователями лесного законодательства, в том числе осуществлять контроль до окончания срока действия лесорубочного билета, однако, такие проверки должны проводиться в установленном порядке, с извещением проверяемого лица.

В данном случае общество не было извещено о проведении проверки и не могло участвовать в мероприятиях по контролю. Следовательно, акт, составленный лесхозом в одностороннем порядке, не может являться доказательством совершения ответчиком вменяемого ему правонарушения.

Суд не согласен с доводом истца о том, что общество приглашалось для проведения проверки, поскольку из извещения (л.д. 17) усматривается, что общество приглашается не для участия в проведении контрольного мероприятия, а для составления протокола.

При таких обстоятельствах заявленные требования истца подлежат отклонению.

Суд полагает, что ГУ РК «Питкярантское центральное лесничество» не лишено возможности по окончании срока действия лесорубочного билета N 532 от 29.12.2007 г. провести окончательное освидетельствование мест рубок в соответствии с установленными Правилами отпуска древесины на корню требованиями и в случае установления лесонарушений предъявить впоследствии к лесопользователю иск о взыскании неустойки в общем порядке.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на истца.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении искового заявления государственному учреждению Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» отказать.

2. Взыскать с государственного учреждения Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4661 руб. 08 коп.

3. Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
 И.А. Зинькуева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-622/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 14 мая 2008

Поиск в тексте