• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 13 мая 2008 года Дело N А26-1916/2008

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Переплеснина О.Б.,

при ведении протокола помощником судьи Александрович Е.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Корныхина Сергея Александровича к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску Республики Карелия

третье лицо: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе произвести возврат (зачёт) ошибочно уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии, без участия представителей сторон,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Корныхин Сергей Александрович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция, ответчик) о признании незаконным решения об отказе произвести возврат (зачёт) ошибочно уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

До начала судебного заседания от ответчика поступил отзыв на заявление, от третьего лица - акт сверки начисленных и уплаченных предпринимателем Корныхиным С.А. страховых взносов и пеней за период с 01.01.2005 по 04.05.2008.

Суд приобщил к материалам дела представленные документы.

В отзыве на заявление ответчик заявленных требований не признал, указав, что страховые взносы не относятся к налоговым платежам, инспекция не является тем органом, на который возложена обязанность по осуществлению возврата (зачёта) сумм излишне уплаченных страховых взносов.

Представители заявителя, ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении имеются. Учитывая сведения о надлежащем извещении представителей сторон, отсутствие возражений в отношении перехода к рассмотрению дела по существу, ходатайств об отложении рассмотрения дела суд провёл судебное разбирательство в отсутствие представителей сторон в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Предприниматель Корныхин С.А. является индивидуальным предпринимателем и состоит на налоговом учёте в инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску Республики Карелия (ИНН 100100891498).

Предприниматель, полагая, что им излишне уплачены страховые взносы в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 882 рубля, 23 января 2008 года обратился в инспекцию по месту учёта с заявлением об их зачете в счёт уплаты страховых взносов на страховую часть пенсии либо об их возврате.

На указанное заявление налоговый орган дал письменный ответ от 29.01.2008, в котором предпринимателю было разъяснено, что страховые взносы не включены в налоговую систему Российской Федерации и не относятся к числу налогов. Налоговый орган указал, что полномочия по возврату излишне уплаченных страховых взносов имеются у органов Пенсионного фонда РФ, куда и следует обращаться по вопросам возврата (зачёта) страховых взносов.

Данное письмо подписано заместителем начальника налогового органа, выражает отказ страхователю в совершении действий по возврату (зачету) сумм излишне уплаченных денежных средств, затрагивает интересы страхователя, в связи с чем, обладает признаками ненормативного правового акта.

Предприниматель Корныхин С.А. не согласился с отказом налогового органа и, считая нарушенными свои права, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе произвести возврат (зачёт) ошибочно уплаченных страховых взносов. В заявлении предприниматель просил суд восстановить его нарушенное право путем возложения на налоговый орган обязанности произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 882 рублей.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона РФ N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в сумме 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 12.04.05 N 164-О, 165-О и от 12.05.05 N 183-О, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, рассматриваемые в системной связи с положениями статей 22 и 33 этого Закона, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.

Конституционный Суд Российской Федерации признал, что с 2005 года индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения застрахованными лицами (индивидуальными предпринимателями и лицами, работающими по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору) права на накопительную часть трудовой пенсии и правилах формирования пенсионных накоплений, что приводило бы к неравенству в пенсионном обеспечении, не совместимому с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 39 (части 1) Конституции Российской Федерации.

Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, выявленный в названных Определениях Конституционного Суда Российской Федерации, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

С учётом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что предприниматель Корныхин С.А., 1962 года рождения, является страхователем, и с 2005 года был обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование только страховой части трудовой пенсии.

Доказательств наличия у Корныхина С.А. обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как страхователя - работодателя в ходе судебного разбирательства не представлено.

Из материалов дела усматривается, что предприниматель Корныхин С.А. за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 произвёл уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую часть пенсии в сумме 3932 рубля, на накопительную часть пенсии в сумме 1800 рублей. Учитывая произведённые перечисления и суммы страховых взносов, подлежащих уплате страхователем, по состоянию на 04.05.2008 у предпринимателя имеется переплата по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 1482 рубля (акт сверки, представленный Пенсионным фондом).

С учётом вышеизложенных обстоятельств, суд считает установленным, что размер излишне уплаченных Корныхиным С.А.. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии составил 1482 рубля. Следовательно, заявитель имеет право на возврат (зачёт) излишне уплаченной суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 1482 рубля.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) вправе осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами и в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления налоговым органом контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» и приложению N 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, и на нее как на администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Из анализа приведённых норм следует, что именно Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, именно налоговый орган является тем органом, на который законодатель возложил обязанность по проведению зачета сумм излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов.

В силу положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику налоговым органом по месту учета налогоплательщика в порядке, предусмотренном данной статьей.

Наличие переплаты по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 1482 рубля подтверждается материалами дела и не оспаривается Инспекцией. Предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате (зачёте) излишне уплаченных страховых взносов в сумме 882 рубля в пределах срока и в порядке установленных статьей 78 Налогового кодекса РФ срока, налоговый орган является администратором поступлений сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, неисполнение налоговым органом своей обязанности произвести возврат (зачёт) излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 882 рублей является незаконным, а требования заявителя - обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

Р Е Ш И Л :

1. Заявление предпринимателя Корныхина Сергея Александровича к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску Республики Карелия удовлетворить.

Признать незаконным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 15.12.2001г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», решение инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску Республики Карелия, выраженное в письме от 29.01.2008 N 2.1-10/3077 об отказе в возврате (зачёте) излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Корныхина Сергея Александровича - принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 882 рубля.

2. Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску Республики Карелия в пользу предпринимателя государственную пошлину в размере 100 руб.

3. Решение может быть обжаловано: в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург); в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (Г. Санкт-Петербург).

     Судья
 О.Б. Переплеснин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-1916/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 13 мая 2008

Поиск в тексте