АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 14 мая 2008 года Дело N А26-620/2008

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 14 мая 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Зинькуевой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Разувайло Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску государственного учреждения Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество»

к закрытому акционерному обществу «Комилесзаготпром» о взыскании неустойки в размере 30252 руб. 60 коп. при участии в судебном заседании инженера государственного учреждения «Питкярантское центральное лесничество» Исаева А.Г. (доверенность от 12.03.2008), адвоката закрытого акционерного общества «Комилесзаготпром» Горепекина А.И. (доверенность от 09.01.08),

установил: в Арбитражный суд Республики Карелия обратилось государственное учреждение Республики Карелия «Олонецкий лесхоз» (далее - лесхоз) с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества «Комилесзаготпром» (далее - ответчик, общество, ЗАО «Комилесзаготпром») неустойки в размере 30252 руб. 60 коп. за нарушение «Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N551 от 01.06.1998г. (далее - Правила).

В обоснование иска ГУ РК «Олонецкий лесхоз» ссылается на нарушение указанных Правил при использовании лесорубочного билета N 535 от 29.12.2006г., выданного обществу и предоставляющего право разработки лесосеки.

Определением от 25 марта 2008 года суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел процессуальное правопреемство истца на государственное учреждение Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» (далее - ответчик, лесничество, ГУ РК «Питкярантское центральное лесничество»).

В судебном заседании представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

В отзыве на заявление и в судебном заседании представитель ответчика не признал требования по тем основаниям, что общество не было извещено о проведении освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок; составленный по результатам освидетельствования акт служит основанием для начисления неустойки и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустойки; представленное в материалы дела лесничеством извещение о составлении протокола не является доказательством извещения о проведении освидетельствования; документы истца не соответствуют Указаниям по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждении и заготовки второстепенных лесных материалов; лесхозом должен был сделан сплошной перечет; нарушены требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Закрытое акционерное общество «Комилесзаготпром» включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1051100565790.

Между ФГУ «Олонецкий лесхоз» и ЗАО «Комилесзаготпром» 20 ноября 2006 года заключен договор N 4, в соответствии с которым арендатор принимает в аренду участок лесного фонда с целью заготовки древесины. 29 декабря 2006 года обществу был выписан лесорубочный билет N 535, на основании которого ответчик приобрел право на осуществление лесопользования.

Должностными лицами контролирующих органов в присутствии представителя ЗАО «Комилесзаготпром» проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства, а именно на делянке 1 в квартале 141 Обжанского лесничества. По результатам проверки составлен акт, в котором отражено, что на делянке 1 квартала 141 произведена рубка деревьев, не подлежащих рубке при проведении рубок промежуточного пользования, впоследствии были выполнены расчеты материально-денежной оценки и в присутствии представителя общества 13 сентября 2007 года составлен протокол N 3 о нарушении лесохозяйственных требований. Обществу вменяется рубка деревьев, не подлежащих рубке при проведении рубок промежуточного пользования, в связи с чем обществу начислена неустойка на основании подпункта «в» пункта 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации. 17 сентября 2007 года в адрес общества лесхозом направлена претензия N 1060 на сумму 30252 руб. 60 коп., претензия вручена обществу 21.09.2007г. Поскольку претензия не исполнена обществом, истец обратился за взысканием неустойки в судебном порядке.

Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, соблюдать условия лесорубочного билета и в силу положений статьи 111 того же Кодекса возместить вред, причиненный лесному фонду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Аналогичное правило закреплено в статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01.01.2007 года. В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006г. «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» Лесной кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие. Основанием возникновения рассматриваемых отношений между истцом и ответчиком является лесорубочный билет, выданный обществу в 2006 году.

Согласно статье 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.01.1997г. N 22-ФЗ) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда; лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.

Часть 2 статьи 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ) действует до 1 января 2009 года (статья 12 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006).

Порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины, живицы, а также размеры неустоек за нарушения лесохозяйственных требований на всей территории лесного фонда Российской Федерации при проведении рубок главного пользования, подсочки древостоев, рубок промежуточного пользования, прочих рубок, рубок леса при переводе в установленном порядке лесных земель в нелесные в целях как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, при строительстве объектов и производстве на участках лесного фонда работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, установлен «Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 62, 63, 64, 66 Правил лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; в случаях выявления нарушений требований названных Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователь добровольно не уплатил неустойку, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустойки в принудительном порядке. Составленные по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акты служат основанием для начисления неустоек и являются официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил (пункт 65 Правил).

Приказом Госкомитета Республики Карелия по лесу от 11.04.2007 N 165 государственным учреждениям Республики Карелия - лесхозам переданы полномочия по администрированию платежей за пользование лесным фондом, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации. Лесничества входят в структуру органов государственной власти, которые в соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ) осуществляют государственный контроль и надзор. Следовательно, лесничества вправе в пределах предоставленной компетенции осуществлять контроль за лесопользованием, проводить освидетельствование мест рубок, в случае выявления нарушений составлять акты и производить расчет неустоек за нарушения в соответствии с действовавшими на момент выдачи лесорубочного билета Правилами, а также предъявлять иски о взыскании неустоек в случае неисполнения обязанности по их уплате в добровольном порядке.

Порядок осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов установлен Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394 (далее - Положение). В соответствии с пунктом 8 Положения государственные лесные инспектора при осуществлении государственного лесного контроля и надзора имеют право осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства и составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам и юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков. При этом пунктом 16 Положения предусмотрено, что мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

В соответствии с пунктами 1.4 и 5.1.1 Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства (утверждена постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.1986 N 1; далее - Инструкция) о каждом лесонарушении должен составляться протокол по соответствующей форме и в установленном данной Инструкцией порядке.

В примечании к пункту 5.1.1 Инструкции указано, что при наличии акта освидетельствования мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов протокол по форме, предусмотренной в Приложении N 5, составляется в том случае, если нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР влечет за собой административную или уголовную ответственность должностных лиц или граждан, так как акт освидетельствования является основанием для предъявления требования о взыскании неустойки. При выявлении нарушений Правил в процессе текущего контроля указанный протокол составляется и направляется в порядке, установленном настоящим разделом. В этом случае он является основанием для предъявления требования о взыскании неустойки и привлечения должностных лиц или граждан к установленной законом ответственности.

Из смысла приведенных норм следует, что должностные лица контролирующих органов вправе проводить проверки по соблюдению пользователями лесного законодательства, в том числе осуществлять контроль до окончания срока действия лесорубочного билета, а акт освидетельствования мест рубок не является единственным документом, который может служить основанием для начисления неустоек.

Поскольку в рассматриваемом случае лесхоз осуществлял текущий контроль до окончания срока действия лесорубочного билета, а выявленное лесонарушение (рубка деревьев, не подлежащих рубке) является неустранимым, суд признает правомерным составление протокола о нарушении лесохозяйственных требований от 13 сентября 2007 года.

Из материалов дела усматривается, что представитель общества участвовал в проведении проверки, в составлении протокола о нарушении лесохозяйственных требований, следовательно, по мнению суда, при проведении истцом проверки и составлении протокола права общества не были нарушены. Согласно лесорубочному билету N 535 и материально-денежной оценки к нему площадь установленная и отведенная под погрузочную площадку равна 0,2 га с объемом вырубаемой древесины 20 кбм (сосна). Акты предварительной передачи лесосек подписаны без замечаний, претензий к качеству отвода не представлено (л.д. 36). Однако, в результате заготовки обществом была вырублена погрузочная площадка размером 0,24 га, в результате чего, объем древесины был вырублен больше установленного на 25 кбм, что является нарушением лесохозяйственных требований.

С учетом изложенного, у суда не имеется оснований не согласиться с выводом лесхоза о совершении обществом нарушения лесохозяйственных требований.

При таких обстоятельствах заявленные требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление государственного учреждения Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» удовлетворить полностью. Взыскать с закрытого акционерного общества «Комилесзаготпром»:

- в доход государства неустойку за нарушение «Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» в сумме 30252 руб. 60 коп.;

- в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1210 руб. 10 коп.

2. Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
И.А. Зинькуева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка