АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 19 мая 2008 года Дело N А26-2019/2008

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Репиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шильниковой В.В.,

открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» к открытому акционерному обществу "Карельский окатыш" о взыскании 4500.00 руб. при участии

от истца - Зотова В.И. - ведущего юрисконсульта, действующего на основании доверенности от 21.12.07.

от ответчика - Белькиной И.Н. - представителя, действующей на основании доверенности от 27.12.07. установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к открытому акционерному обществу "Карельский окатыш" с иском о взыскании 4 500.00 руб. - штрафа, предусмотренного ст. 103 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за неочистку вагонов от остатков перевозимого ранее груза. Исковые требования обоснованы ст. 44, ч. 2 ст. 103 Устава ЖДТ РФ.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что 27 октября 2007 года на ст. Черниковка-Восточная Куйбышевской железной дороги при осмотре на промывочно- пропарочной станции порожних вагонов, очищенных от груза, выявлена неочищенная от остатков ранее перевозимого груза железнодорожная цистерна N 74098807, отправленная в регулировку по пересылочной накладной N АА 872087 от 14.10.07. после выгрузки ОАО «Карельский окатыш», что подтверждается актом общей формы ГУ-23 N 30004282 от 27.10.07. и актом формы ГУ-7а б/N от 27.10.07.; в соответствии со ст. 103 УЖДТ РФ ответчику был начислен штраф в размере 4 500 руб., который в добровольном порядке уплачен не был.

Ответчик возражения изложил в отзыве, его представитель в судебном заседании требования не признала по следующим основаниям: спорная цистерна после выгрузки была очищена от остатков нефтепродуктов и проверена (осмотрена) мастером-технологом участка мазутохозйства, мастером смены и сливщиком-разливщиком, в результате чего составлен акт от 14.10.07., в котором указано, что цистерна N 74098807 из под мазута после слива, пропарки и зачистки проверена; согласно перечню вагонов, указанных в натурном листе на отправление поездов, выданных станцией Костомукша- Товарная, спорная цистерна была принята перевозчиком к отправке без замечаний; кроме того, представленные истцом акты не являются надлежащими доказательствами поскольку составлены не в день отправления (14.10.07) со ст. Костомукша-Товарная, а 27 октября 2007 года на ст. Черниковка-Восточная. Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

27 октября 2007 года на ст. Черниковка-Восточная Куйбышевской железной дороги при осмотре на промывочно- пропарочной станции порожних вагонов, очищенных от груза, выявлена неочищенная от остатков ранее перевозимого груза железнодорожная цистерна N 74098807, отправленная в регулировку по пересылочной накладной N АА 872087 от 14.10.07. после выгрузки ОАО «Карельский окатыш» (л.д. 21).

Указанное обстоятельство подтверждается актом общей формы от 27.10.07. (л.д. 22), актом о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции от 27.10.07. (л.д. 23) на основании которых железной дорогой в соответствии со ст. ст. 44, 103 Устава ЖДТ РФ рассчитан штраф в сумме 4 500 руб. (л.д. 25) и предъявлено уведомление (л.д. 24).

ОАО «Карельский окатыш» в добровольном порядке штраф не уплатило, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или предпринимателей, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Согласно пункту 8.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила), в случае обнаружения в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов перевозчиком составляется акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции (приложение N 7 к настоящим Правилам).

Статьей 44 Устава установлено, что после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии со статьей 103 Устава в случае нарушения грузополучателем требований, установленных статьей 44 Устава, грузополучатель уплачивает перевозчику штраф в размере сорока пяти и пятнадцати минимальных размеров оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.

При исследовании доказательств в порядке ст. 71 АПК РФ арбитражный суд установил факт неочистки от остатков перевозимого груза цистерны N 74098807, подтвержденный надлежащим доказательством - актом о недосливе цистерны.

Сумма штрафа определена истцом правильно.

При указанных обстоятельствах требование истца о взыскании предусмотренных статьей 103 Устава санкций заявлено правомерно и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Утверждение ответчика о том, что спорная цистерна была полностью очищена, опровергается материалами дела. В соответствии с актом формы ГУ-7а от 27.10.07. остатки груза в цистерне N 74098807 превысили нормы, установленные п.2 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов (2 см), и составили 6 см. Акт от 14.10.07., на который ссылается грузоотправитель, составлен в одностороннем порядке и свидетельствует о проверке цистерны, а не об очистке и пропарке.

Довод ОАО «Карельский окатыш» о том, что факт неочистки вагона, контейнера должен подтверждаться актами, составленными на станции отправления, суд не принимает по следующим основаниям. Поскольку в данном случае цистерна с остатком груза более нормы, установленной Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов перевозчиком, была обнаружена на промывочно-пропарочной станции, то в соответствии с пунктом 8.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, перевозчиком на ст. Черниковка-Восточная правомерно был составлен акт о недосливе цистерны, а в соответствии с п. 11 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.03. N 43, акт общей формы.

Пунктом 12 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.03. N 46, установлено, что при нарушении требований, предусмотренных в статье 44 Устава, перевозчики имеют право не принимать от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, после выгрузки или слива вагоны, контейнеры впредь до выполнения указанных требований. Данным положением закреплено право, а не обязанность перевозчика не принимать от грузополучателей вагоны, контейнеры после их выгрузки при нарушении ст. 44 Устава ЖТ РФ, в связи с чем ссылка ответчика на то обстоятельство, что цистерна была осмотрена и принята без замечаний приемосдатчиком ст. Костомукша-Товарная, на которой отсутствует специальное оборудование (вышка) для осмотра цистерн, является несостоятельной.

Расходы по уплате государственной пошлины на основании ст. 110 АПК РФ суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

Р Е Ш И Л:

1. Исковые требования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить полностью.

Взыскать с открытого акционерного общества «Карельский окатыш» в пользу Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги- филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 4 500 руб.00 коп. - штраф, предусмотренный ст. 103 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за неочистку вагонов, и 500 руб.00 коп. - расходы по госпошлине.

2. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
Л.А Репина.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка