• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 23 мая 2008 года Дело N А26-7357/2007

Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 23 мая 2008 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Яковлев В.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеенко Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью фирма «КАФА»

к Министерству промышленности и природных ресурсов Республики Карелия,

третье лицо - Администрация г. Петрозаводска,

о признании незаконными бездействий,

при участии в заседании:

от заявителя - Тимофеева А.Н., доверенность в деле,

- Трифоновой Т.В., руководителя предприятия,

от ответчика - Погосян А.А. доверенность от 06.02.2008,

от третьего лица - не явился,

установил: Общество с ограниченной ответственностью фирма «КАФА» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству промышленности и природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство) и Администрации г. Петрозаводска (далее - Администрация) о признании незаконными бездействий, выраженных в уклонении от обращения Министерства в Администрацию г. Петрозаводска за изготовлением и утверждением проекта границ испрашиваемого Обществом земельного участка для оборудования автобусной остановки с установкой торгового модуля по адресу: г. Петрозаводск, проспект Ленина, 26, как не соответствующих требованиям статьи 17 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В качестве восстановления нарушенного права Общество просит обязать Министерство и Администрацию г. Петрозаводска устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

Определением суда от 15 апреля 2008 года произведена замена ответчика, Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия на Министерство природных ресурсов Республики Карелия. Производство по делу в части требований заявителя к Администрации прекращено по ходатайству заявителя. Администрация привлечена к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснили, что Общество 02 июля 2007 года и 23 августа 2007 года обращалось в Министерство с заявлениями о выделении земельного участка для оборудования автобусной остановки с установкой торгового модуля по адресу: г. Петрозаводск, проспект Ленина, 26. Однако Министерство не исполнило своих обязанностей, не обратилось в Администрацию за изготовлением и утверждением проекта границ испрашиваемого Обществом земельного участка, и письмами от 11.07.2007 NВМ-21/5325 и от 31.08.2007 NВМ-21/7143 неправомерно отказало Обществу в выделении земельного участка, что, по мнению заявителя, является нарушением статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Представитель ответчика требования заявителя не признала, обосновав свои возражения тем, что Общество, обратившись в Министерство с заявлениями о выделении земельного участка, не указало размер и местоположение запрашиваемого земельного участка, то есть поданные заявления не соответствуют требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Общество не является собственником находящегося на запрашиваемом участке объекта недвижимости, что не дает ему безусловного права на заключение договора аренды земельного участка. На момент рассмотрения заявлений Общества у Министерства имелась информация об отсутствии градостроительной возможности размещения торгового павильона в районе дома N26 по проспекту Ленина в г. Петрозаводске. Земельный участок в указанном районе не сформирован и не может быть передан в аренду. Кроме того, заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия государственного органа.

Суд отклоняет доводы ответчика о пропуске заявителем установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд с заявлением об обжаловании бездействия государственного органа.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В данном случае заявителю стало известно о том, что Министерство не обращалось в Администрацию за изготовлением и утверждением проекта границ земельного участка и определении его разрешенного использования и предложило Обществу самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления из письма от 31.08.2007 NВМ-21/7143. С заявлением в суд Общество обратилось 30.11.2007, что подтверждено квитанциями почтовых отправлений, то есть установленный для обращения в арбитражный суд срок заявителем не пропущен.

Третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание не прибыло. В отзыве на заявление Администрация поддержала позицию ответчика, пояснив, что установление торгового павильона в указанном заявителем районе является недопустимым в связи с действующими нормами противопожарной безопасности, безопасности дорожного движения, а также учитывая историко-архитектурную застройку данной части города. Исходя из положений статьи 8 Градостроительного кодекса, вопросы территориального планирования и застройки городских округов относятся к ведению органов местного самоуправления, и в данном случае Администрация не считает возможным установку торгового павильона в указанном месте.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В пункте 3 названной статьи закреплено, что в указанном в пункте 2 данной статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствие с подпунктом 2 пункта 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Карелия Министерство осуществляет управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, а также земельными участками в Петрозаводском городском округе.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам в г. Петрозаводске определен Административным регламентом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденном Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия от 23.05.2007 N226 и согласованным с Администрацией города Петрозаводска 21.05.2007 (далее - Регламент).

Пунктом 36 Регламента установлено, что порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Незастроенные земельные участки предоставляются заинтересованным лицам для целей, не связанных со строительством, в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий, в том числе для размещения временных сооружений.

В соответствие с пунктом 38 Регламента лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление (по форме согласно приложению 7 к Регламенту).

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Заявление регистрируется в день его подачи заявителем. В течение трех дней с момента регистрации заявления Министерство предлагает заявителю обратиться в администрацию города Петрозаводска с заявлением об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка и определении его разрешенного использования или обращается само за изготовлением указанных документов. К обращению Министерства прилагаются заявление заинтересованного лица и приложенные к заявлению документы.

Администрация города Петрозаводска в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка, его утверждение и направляет заявителю.

В данном случае заявитель, обращаясь в Министерство с заявлением о выделении земельного участка, в нарушении требований пункта 2 статьи 34 и пунктом 38 Регламента не указал его предполагаемые размеры и местоположение, с привязкой к местности.

Поскольку заявителем не был конкретизирован испрашиваемый участок, Министерство, не имея возможности направить в администрацию заявление Общества для подготовки и утверждения границ земельного участка, письмом от 31.08.2007 NВМ-21/7143 в соответствие с положениями пункта 38 Регламента предложило Обществу самостоятельно обратиться в администрацию города Петрозаводска с заявлением об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка и определении его разрешенного использования.

Таким образом, ответчик, рассмотрев заявление Общества о выделении земельного участка и предложив ему обратиться в Администрацию заявлением об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, выполнил возложенные на него нормами земельного законодательства обязанности, что опровергает доводы заявителя о бездействии органа государственного управления.

Согласно пункту 3 статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

Ответчиком представлены суду доказательства того, что на момент рассмотрения заявлений Общества о выделении земельного участка у Министерства имелась исчерпывающая информация о том, что Администрация считает недопустимым размещение в районе дома N26 по проспекту Ленина в г. Петрозаводске объектов торговли исходя из правил безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности.

Доводы заявителя о нарушении ответчиком положений статьи 17 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» суд считает несостоятельными, поскольку указанные нормы не регулируют правоотношения в сфере землепользования.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В данном случае заявитель не представил относимые и допустимые доказательства неисполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а также незаконного бездействия исполнительного органа субъекта федерации, приведшего к нарушениям положений Земельного кодекса Российской Федерации, Регламента и нарушения прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Вместе с тем ответчик представил исчерпывающие доказательства в обоснование своих возражений по заявленным требованиям и выполнения им предусмотренных законом обязанностей.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном случае судом не установлено не соответствующее закону или иному нормативному правовому акту бездействие ответчика, нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создающее препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Министерство выполнило свои обязанности по рассмотрению обращения Общества о возможности выделения предполагаемого земельного участка в неустановленных им границах и размерах и дало заявителю соответствующие разъяснения согласно требованиям норм земельного законодательства. Общество вправе обратиться в уполномоченный орган с обращением о выделении земельного участка, оформив заявление в соответствие с требованиями пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 38 Регламента.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания незаконным бездействия Министерства, выраженным в уклонении от обращения в Администрацию г. Петрозаводска за изготовлением и утверждением проекта границ испрашиваемого Обществом земельного участка для оборудования автобусной остановки с установкой торгового модуля по адресу: г. Петрозаводск, проспект Ленина, 26, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и, следовательно, для удовлетворения требований заявителя.

Судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

2. Решение полежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

     Судья
В.В. Яковлев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-7357/2007
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 23 мая 2008

Поиск в тексте