АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 мая 2008 года Дело N А26-1550/2008

Резолютивная часть решения вынесена 27 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 28 мая 2008 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Яковлев В.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеенко Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Негосударственного образовательного учреждения «Независимая школа» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску,

третье лицо - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия

о признании недействительным решения от 18.01.2008г. N 2.1-10/1544,

при участи в заседании:

от заявителя - Гудковой Е.В., доверенность от 28.04.2008г. Голубевой М.М., доверенность от 28.04.2008г.,

от ответчика - не явился,

от третьего лица - Чехонина М.Г., доверенность от 01.11.2007г.,

установил: Негосударственное образовательное учреждение «Независимая школа» (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 18.01.2008г. N 2.1-10/1544 об отказе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Определением суда от 30.04.2008г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (далее - Фонд).

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснили, что переплата образовалась по причине неверного указания в платежных поручениях кода бюджетной классификации, что привело к неправильному зачислению платежей.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в отзыве на заявление требования не признал и просит отказать заявителю в удовлетворении требований, обосновав свои возражения тем, что положения статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются на зачет или возврат страховых взносов, и действующим законодательством не определен орган, имеющий полномочия по возврату излишне уплаченных страховых взносов. Фактическую переплату, образовавшуюся в результате опечатки, в указанной заявителем сумме признает.

Представитель третьего лица в судебном заседании подтвердил факт излишней уплаты заявителем страховых взносов в указанной сумме, пояснил, что ошибочная уплата произошла в связи с неверным заполнением платежных поручений.

Заслушав представителей заявителя и третьего лица, изучив представленные материалы, суд считает установленными следующие обстоятельства.

При уплате страховых взносов Учреждение ошибочно вместо кода бюджетной классификации 18210202010060000160 и 18210202020060000160 указало коды бюджетной классификации 18210202030060000160 и 18210202040060000160 соответственно, в результате чего по ошибочно указанным кодам у заявителя образовалась переплата.

В связи с возникшей переплатой по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ Учреждение обратилось в Инспекцию с заявлением от 10.01.2008г. о возврате сумм переплаты по страховым взносам, возникшей вследствие ошибки при заполнении кодов бюджетной классификации.

В проведении возврата сумм переплаты по страховым взносам в Пенсионный фонд Инспекция письмом от 18.01.2008г. N 2.1-10/1544 отказала заявителю, ссылаясь на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, являются неналоговыми платежами, следовательно, зачет излишне уплаченных страховых взносов не производится. По вопросам зачета сумм переплаты предпринимателю рекомендовано обратиться в Пенсионный фонд.

Не согласившись с данным решением Инспекции об отказе в возврате суммы излишне уплаченных и подтвержденных страховых взносов, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным.

Оценив обстоятельства дела, суд считает требования заявителя законными и обоснованными.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, названными нормами действующего законодательства обязанность по возврату либо зачету излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ возложена на налоговые органы.

Факт переплаты предпринимателем страховых взносов не отрицается Фондом, то есть спор по праву заявителя на возврат излишне уплаченных страховых взносов и по сумме переплаты отсутствует.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

В соответствие со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей (пункт 1).

Правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (пункт 14).

При таких обстоятельствах, суд считает, что факты излишней уплаты заявителем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 26567,77 руб., на накопительную часть в сумме 3185 руб. и неправомерного уклонения ответчика от проведения возврата суммы излишней уплаты страховых взносов установлены в ходе судебного заседания, и требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судебные расходы относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167- 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

1. Заявленные требования удовлетворить полностью.

Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску от 18 января 2008 года N 2.1-10/1544 об отказе Негосударственному образовательному учреждению «Независимая школа» в возврате излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, проверенное на соответствие положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации признать недействительным.

2. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы г. Петрозаводску принять решение о возврате излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на основании заявления Негосударственного образовательного учреждения «Независимая школа» от 10 января 2008 года.

3. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску в пользу Негосударственного образовательного учреждения «Независимая школа» госпошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежным поручениям N 37 от 27.02.2008г. и N 36 от 26.02.2008г.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

4. Решение полежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

     Судья
 В.В. Яковлев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка