АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 03 июня 2008 года Дело N А26-1592/2008

Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2008 года. Полный текст решения изготовлен 03 июня 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Шатиной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пасаманик Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Петрозаводского муниципального унитарного специализированного предприятия "Мемориал"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

о признании недействительными решения от 06.02.2008 по делу N04-13/11 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 06.02.2008 N04-13/11-19 по делу о нарушении антимонопольного законодательства при участии:

от заявителя - Медведева В.А. (доверенность в деле),

от ответчика - Ковалева М.В. (доверенность в деле);

установил: Петрозаводское муниципальное унитарное специализированное предприятие «Мемориал» (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия о признании недействительным решения от 06.02.2008 N 04-13/11 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 06.02.2008 N 04-13/11-19, как не соответствующих Федеральному закону «О защите конкуренции». В обоснование предприятие пояснило, что приказом по предприятию N 273/п от 28.12.2006 введен запрет по въезду на общественные кладбища г. Петрозаводска транспорта хозяйствующих субъектов, не являющихся специализированными службами по вопросам похоронного дела, но перевозящих тела (останки) умерших (автокатафалки), который, как оно полагает, не ограничивает конкуренцию на рынке оказания услуг по погребению и не ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, не обладающих статусом специализированной службы.

Оспаривая вывод антимонопольного органа о том, что в услуги по погребению не входит услуга по перевозке тела умершего на кладбище, предприятие сослалось на Общероссийский классификатор услуг населению ОК ОО2-93, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации N 163 от 28.06.1993 и статью 3 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», которая определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела умершего, а в силу указания пунктов 1, 2 статьи 9 и пункта 2 статьи 25 этого же закона, согласно которым перевозка тела осуществляется только специализированной службой по вопросам похоронного дела, считает, что услуга по перевозке тела умершего на кладбище является составной частью услуг по погребению, поэтому запрет иным лицам въезжать на кладбища соответствует законодательству. При этом предприятие указало, что вопрос о правомерности его действий по запрещению допуска на городские кладбища для оказания услуг по погребению лиц, не обладающих статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, уже был рассмотрен арбитражным судом (постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа по делу N А26-7028/2005-27).

Ответчик, Управление Федеральной антимонопольной службы (далее - УФАС), заявление отклоняет, не усматривая нарушений закона при принятии оспариваемых актов. Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления.

Как видно из материалов дела, предприятие обладает статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела. В соответствии с Уставом, утвержденным постановлением главы местного самоуправления города Петрозаводска от 17.07.2003 N 2189, на него возложены обязанности по содержанию и эксплуатации общественных городских кладбищ (л.д. 127-157). Приказом от 28.12.1006 N 273/п с 02.01.2007 предприятие ввело запрет на въезд на общественные кладбища г. Петрозаводска транспорта предприятий и частных лиц, не являющихся специализированными службами по вопросам похоронного дела, перевозящего тела (останки) умерших (л.д. 20).

Решением от 06.02.2008 N 04-13/11 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия приказ предприятия в этой части расценен как ограничивающий конкуренцию, необоснованно препятствующий осуществлению деятельности других хозяйствующих субъектов в сфере оказания услуг по перевозке тел на общественные кладбища г. Петрозаводска, как нарушающий положения статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» (л.д. 10-16).

Предписанием от 06.02.2008 N 04-13/11-19 антимонопольный орган обязал предприятие прекратить нарушение статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» путем снятия запрета на въезд на общественные кладбища г. Петрозаводска транспорта хозяйствующих субъектов, не являющихся специализированными службами по вопросам похоронного дела, перевозящего тела (останки) умерших к месту погребения (л.д. 8-9).

Поводом для издания названных актов послужили обращения в антимонопольный орган Карельского филиала ЗАО «Военно-мемориальная компания», которое до издания предприятием приказа осуществляло перевозку тел умерших на кладбища, и ООО «Некрополь», предполагавшего в будущем оказывать такие услуги.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее закон N 8-ФЗ) погребение - это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащие санитарным и иным требованиям.

Статья 25 Закона N 8-ФЗ устанавливает гарантии осуществления погребения умершего, которые реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Гарантированный перечень услуг по погребению, которые оказываются на безвозмездной основе супругу, родственникам и иным лицам, взявшим на себя обязанности осуществить погребение умершего, содержится в статье 9 Закона N 8-ФЗ. К таким услугам относятся оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище; погребение.

Указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела с последующим возмещением стоимости услуг за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ).

Однако в силу пункта 4 статьи 9 Закона N 8-ФЗ могут предоставляться услуги сверх гарантированных услуг по погребению, оплата стоимости которых производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего. Из чего следует вывод, что деятельность по оказанию ритуальных услуг осуществляется на конкурентном рынке, поскольку закон предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, в то время как статья 1 Закона N 8-ФЗ устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.

Таким образом, статья 25 Закона N 8-ФЗ не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает запрет для иных хозяйствующих субъектов заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, виды деятельности которых внесены в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст. Согласно этому классификатору ритуальные услуги относятся к бытовым услугам и конечным их потребителем являются граждане, которые в целях получения тех или иных бытовых услуг заключают договоры бытового подряда.

Довод предприятия о том, что услуги по перевозке тела умершего на кладбище являются составной частью услуг по погребению, суд считает ошибочными. Такие услуги не поименованы ни в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163, ни в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст.

Ссылки предприятия на постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 10.05.2006 по делу N 26-7028/2005-27 (л.д. 64-66), в котором, по его мнению, был сделан правильный вывод о том, что запрет въезда на городские кладбища транспорта, не принадлежащего специализированной службе, не ограничивает конкуренцию на рынке оказания услуг по погребению и не ущемляет интересов хозяйствующих субъектов, не обладающих статусом специализированной службы, и является безусловным основанием для отмены оспариваемых актов антимонопольного органа, суд отклоняет по тем основаниям, что преюдициальная связь возникает в том случае, когда обстоятельства из фактической основы прошлого решения имеют юридическое значение для нового конфликта, а в данном случае отсутствует тождество по предмету и основаниям оспариваемых актов.

В статье 14 Федерального закона от 26.07.2006N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет совершения хозяйствующими субъектами (группой лиц) любых действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе действий, которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (недобросовестная конкуренция). При этом цель правового регулирования недобросовестной конкуренции заключается в предотвращении недобросовестного осуществления предпринимательской деятельности любыми хозяйствующими субъектами в ходе экономического соперничества за долю рынка в целях обеспечения качества конкуренции в интересах общества и государства в целом, охраны прав и интересов конкурентов и потребителей, затрагиваемых конкурентными действиями.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления Петрозаводского муниципального унитарного специализированного предприятия «Мемориал» отказать.

2. Расходы по госпошлине отнести на заявителя.

3. Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
Г.Г. Шатина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка