АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 05 июня 2008 года Дело N А26-41/2008

Резолютивная часть решения объявлена 3.июня 2008 года. Полный текст решения изготовлен 05 июня 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Шалапаевой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терешонок М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром"

к государственному учреждению Республики Карелия «Ладвинское центральное лесничество», Министерству природных ресурсов Республики Карелия, Министерству лесного комплекса Республики Карелия

третье лицо - Министерство финансов Республики Карелия о взыскании 20902.47 руб.. при участии представителя истца Яковлевой М.В. (доверенность от 20.11.07) представителя ГУ «Ладвинское центральное лесничество» Николаева А.С. (доверенность от 15ю04.08) представителей Министерства лесного комплекса РК Сухановой М.Б. (доверенность от 24.01.08), Тулкиной Е.А. (доверенность от 11.03.08) представителя Министерства природных ресурсов РК Погосян А.А. (доверенность от 06.02.08) представителя Министерства финансов РК Юркова Е.О. (доверенность от 31.01.08) установил:

Открытое акционерное общество «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с государственного учреждения Республики Карелия «Ладвинский лесхоз» 20 902,47 руб. компенсации расходов на тушение лесного пожара, случившегося 18.07.06 в Рыборецком лесничестве Ладвинского лесхоза в квартале 39, выделах 6, 11 (участки лесного фонда, арендованные истцом у ответчика на основании договора аренды от 14.05.04).

В обоснование иска истец ссылается на статью 47 Лесного кодекса Российской Федерации, Распоряжение Правительства Республики Карелия от 15.07.05 N 204р-П, пункт 6 Правил расходования и учёта средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам российской Федерации на реализацию полномочия по тушению лесных пожаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации N372 от 10.06.05. В предварительном судебном заседании 22 апреля 2008 года арбитражным судом применено процессуальное правопреемство, произведена замена ответчика, ГУ РУ «Ладвинский лесхоз», на ГУ РК «Ладвинское центральное лесничество».

В качестве ответчиков к участию в деле привлечены также Министерство природных ресурсов Республики Карелия и Министерство лесного комплекса Республики Карелия; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов Республики Карелия.

В судебном заседании истец поддержал требование, надлежащими ответчиками считает ГУ «Ладвинское центральное лесничество» и Министерство природных ресурсов Республики Карелия. Вместе с тем, отказ от иска к Министерству лесного комплекса РК истцом не заявлен.

Ответчики иск не признали.

Общая позиция всех ответчиков сводится к тому, что истец принимал участие в тушении лесного пожара на участках лесного фонда, переданных ему в аренду и в соответствии с пунктами 6.2.5, 6.2.20 договора обязан обеспечивать тушение пожара на арендованной территории. То же следует из положений статьи 47 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 33 Положения об аренде участков лесного фонда.

ГУ «Ладвинское центральное лесничество», кроме того, указало на пропуск истцом сроков для обращения в лесхоз с заявлением о возмещении затрат на тушение пожара.

Министерство лесного комплекса РК дополнительно указало на то, что при выделении на возмещение затрат по тушению лесных пожаров субвенций из федерального бюджета не предусмотрены денежные средства на возмещений затрат, понесённых в предыдущих периодах.

Министерство природных ресурсов РК полагало, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку с 01.01.07 не является главным распорядителем средств бюджета по субвенциям, выделенным из федерального бюджета на указанные цели. Представитель Министерства также представил доказательства, свидетельствующие о том, что по субвенциям, выделенным на 2006 год, Министерство полностью отчиталось об их расходовании.

Представитель Министерства финансов РК полагал обоснованными возражения ответчиков. Подтвердил информацию о том, что выделенные на 2006 год средства федерального бюджета в размере 33 292 тыс. руб. израсходованы в полном объёме по целевому назначению.

Исследовав материалы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

13.07.06 в 6, 11 выделах 39 квартала Рыборецкого лесничества Ладвинского лесхоза обнаружен пожар на площади 10,7 Га. Как указано в протоколе N14/1 от 18.07.06 (т.1 л.д.41-42), причиной его возникновения явилось неосторожное обращение с огнём местного населения. Ликвидация пожара проводилась с 13 по 16 июня 2006 года силами работников лесной охраны и ОАО «ЛХК «Кареллеспром», которому участок лесного фонда на территории Рыборецкого лесничества был передан в аренду на основании договора на аренду участков лесного фонда от 14.05.04 (т.1 л.д.16-32).

Согласно расчёту иска (т.1 л.д.12), расходы, связанные с тушением пожара и понесённые истцом, составили 20 902,47 руб.

Размер понесённых затрат не оспаривается сторонами и подтверждается представленными в дело доказательствами: актом от 26.07.06 выполненных работ по тушению лесного пожара (т.1 л.д.45) с подписанными лесничим Рыборецкого лесничества табелем учёта отработанного времени и средней заработной платы работников, занятых на тушении лесного пожара (т.1 л.д.46) и табелем учёта использования автотранспорта и пожарного оборудования (т.1 л.д.47), путевым листом автомобиля, занятого на тушении лесного пожара (т.1 л.д.33), нормами расхода топлив и смазочных материалов, утверждёнными Минтрансом России 29.04.03 (т.1 л.д.34-39).

04.12.06 ОАО «ЛХК «Кареллеспром» направило в ФГУ «Ладвинский лесхоз» счёт N4932 от 04.12.06 (т.1 л.д.48) и документы, подтверждающие расходы по тушению пожара (т.1 л.д.45).

Таким образом, факт несения истцом расходов в заявленном размере суд считает установленным.

Письмом от 15.12.07 (т.1 л.д.44) Лесхоз сообщил истцу, что его затраты не были включены в сводный реестр Агентства лесного хозяйства для выделения средств по причине несвоевременного представления подтверждающих документов. Как указано в письме, на 2007 год на указанные цели денежные средства лесхозу не выделялись по причине отсутствия пожаров.

Получив отказ в возмещении понесённых расходов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Судом установлено, что истец участвовал в тушении лесного пожара, произошедшего на территории участка лесного фонда, переданном ему в аренду по договору от 14.05.04.

Согласно пунктам 6.2.5 и 6.2.20 договора арендатор обязан обеспечивать оперативное тушение пожаров на арендованной территории, производить материально-техническое обеспечение противопожарных мероприятий в сроки, указанные арендодателем.

Между тем, буквальное толкование возложенных на арендатора перечисленных обязанностей не противоречит действовавшему в указанный период законодательству о возмещении затрат, понесённых при исполнении обязанности, предусмотренной пунктом 6.2.5 договора.

Согласно статье 47 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей в проверяемый период) тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счёт субвенций из федерального бюджета.

Устанавливая указанную норму, законодатель не указал на изъятие из неё в части отнесения затрат на арендаторов участков лесного фонда в случае, если пожар произошёл на арендуемой ими территории.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» установлены размеры субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по тушению лесных пожаров в лесном фонде на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно названному пункту бюджету республики Карелия на указанные цели выделено 33 492,5 тыс.руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.05 N372 утверждены Правила расходования и учёта средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий по тушению лесных пожаров в лесном фонде на территории субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 6 указанных Правил перечисление средств со счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляется на основании счетов-фактур по оплате услуг организаций, привлечённых для тушения лесного пожара, к которым прилагаются реестры затрат и расчёты организаций, привлечённых для тушения лесного пожара, к которым прилагаются реестры затрат и расчёты стоимости услуг, справки и другие документы, подтверждающие произведённые затраты.

Таким образом, названным пунктом предусмотрена компенсация фактических затрат исполнителя, подтверждённых документально.

Из перечисленных норм следует, что в рассматриваемом периоде возмещение затрат по тушению лесных пожаров носило компенсаторный характер и было отнесено к расходным обязательствам бюджета Российской Федерации за счёт субвенций, выделяемых на указанные цели.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 15.07.05 N204-рп «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.05 N372 «О порядке расходования и учёта средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование мероприятий по тушению лесных пожаров и распределении этих средств», действовавшим в рассматриваемом периоде, главным распорядителем и получателем средств на указанные цели, поступающих в бюджет Республики Карелия в виде субвенций из федерального бюджета было определено Министерство государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия (после преобразования - Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия.

Перечисление средств в выделенных на эти цели пределах главному распорядителю осуществлялось Министерством финансов РК на основании реестров (пункт 3 Распоряжения).

Главный распорядитель принимал от юридических лиц согласно заключённым договорам на тушение лесных пожаров документы с приложением реестра документов, подтверждающих понесённые затраты, проверенные и подписанные Агентством лесного хозяйства Республики Карелия, проверял представленные документы и предъявлял к оплате с лицевого счёта получателя платёжные поручения с приложением реестров и документов, подтверждающих затраты на тушение лесных пожаров (пункт 5 Распоряжения).

В соответствии с установленным порядком в 2006 году полностью израсходованы на указанные цели перечисленные из федерального бюджета субвенции в размере 33 492,5 тыс. руб.

Данное обстоятельство подтверждено отчётом об использовании субвенций из федерального бюджета, предоставляемых субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий по тушению лесных пожаров (т.1 л.д.125-129).

В связи с вступлением в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации тушения лесных пожаров и функции распорядителя субвенций были возложены на Государственный комитет Республики Карелия по лесу, впоследствии преобразованный в министерство лесного комплекса Республики Карелия.

В соответствии со статьёй 3, приложение 2 к Закону Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2008 год», подпунктом 2 пункта 4 Положения о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия, утверждённого Указом Главы Республики Карелия от 31.12.07 N195, в настоящее время функции администратора субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по организации тушения лесных пожаров возложены на Министерство лесного комплекса Республики Карелия.

Поскольку фактическим основанием иска является несение истцом затрат, связанных с тушением лесного пожара в 2006 году, указанные затраты в силу статьи 47 Лесного кодекса РФ (в действовавшей на дату события редакции) и Постановления N372 от 10.06.05 должны быть возмещены за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета и перечисляемых в бюджет Республики Карелия.

С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство лесного комплекса Республики Карелия. В удовлетворении иска к остальным ответчикам надлежит отказать.

При таких обстоятельствах иск подлежит частичному удовлетврению.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Иск удовлетворить частично. Взыскать с Министерства лесного комплекса Республики Карелия за счёт средств бюджета Республики Карелия в пользу ОАО «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» 20 902, 47 руб. в возмещение затрат, понесённых при тушении лесного пожара в июле 2006 года в 6, 11 выделах 39 квартала Рыборецкого лесничества Ладвинского лесхоза, 836,10 руб. расходов по госпошлине. В удовлетворении иска к ГУ РК «Ладвинское центральное лесничество» и Министерству природных ресурсов Республики Карелия отказать.

2. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
И.В. Шалапаева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка