АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 06 июня 2008 года Дело N А26-2280/2008

Резолютивная часть решения в порядке части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлена в судебном заседании 05 июня 2008г., текст решения в полном объеме изготовлен 06 июня 2008г.

Арбитражный суд Республики Карелия

В составе: судьи Левичевой Е. И. при ведении протокола судебного заседания с применением аудиозаписи помощником судьи Буга Н. Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного унитарного предприятия «Росспиртпром» в лице филиала Петрозаводский ликероводочный завод «Петровский» к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Карелия

о признании незаконным решения N 6413/07 от 29.12.2007г. об отказе в утверждении лимитов на размещение опасных отходов и обязании ответчика утвердить разработанные предприятием лимиты на 2008 год при участии в судебном заседании:

от заявителя: Семкина Е. Ю., начальник юридического отдела, доверенность с полномочиями от 16.10.2007г. (л.л. 86-87); от ответчика: Макарова С. Г, начальник отдела государственного экологического контроля, доверенность с полномочиями от 09.01.2008г. (л.д. 89), установил:

Заявитель, Федеральное государственное унитарное предприятие «Росспиртпром» в лице филиала Петрозаводский ликероводочный завод «Петровский» (далее - заявитель, предприятие) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения N 6413/07 от 29.12.2007г. об отказе в утверждении лимитов на размещение опасных отходов и обязании ответчика утвердить разработанные предприятием лимиты на 2008 год. По мнению заявителя, предприятие не занимается таким видом деятельности, как сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение опасных отходов. Данные отходы образуются в процессе производственной деятельности и в дальнейшем передаются соответствующим предприятиям и предпринимателям, имеющим лицензии, а потому отказ в утверждении лимитов на размещение отходов из-за отсутствия лицензии у заявителя следует признать недействительным.

В отзыве на заявление Управление не признало требования предприятия по тем основаниям, что из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представленным предприятием, установлено, что в результате его деятельности и жизнедеятельности работников предприятия образуется 24 вида отходов, общей массой 1396,699 тонн в год, которые размещаются в 11 местах временного хранения отходов (далее - МВХ). По мнению ответчика, предприятием по некоторым видам отходов осуществляется их транспортировка, хранение отходов в объектах размещения отходов с целью их последующего захоронения, обезвреживания или использование, следовательно, заявитель обязан оформлять лицензию на этот вид деятельности и в тех случаях, когда рассматриваемая деятельность не является для него основной и не приносит прибыль (л.д. 48-54).

Представитель заявителя в предварительном судебном заседании заявил ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении предмета заявленных требований и просит признать недействительным решение управления N 6413/07 от 29.12.2007г. об отказе в утверждении лимитов на размещение опасных отходов и обязании ответчика утвердить разработанные предприятием лимиты на 2008 год.

Судом принят к производству измененный предмет заявленных требований.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении с учетом измененного предмета.

Представитель ответчика не признал заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что представленные в материалы дела договоры от 04.02.2008г. и 15.02.2008г., дополнительное соглашение от 01.01.2008г. в Управление не представлялись. Однако, ознакомившись с данными договорами, представитель ответчика считает, что предприятие, по-прежнему, осуществляет деятельность по размещению, возможно транспортированию отходов, не представлены лицензии ООО «Интерстрой», ЗАО «ВторметБалтика» с учетом предмета заключенного договора. По договору с ООО «Интерстрой» от 04.02.2008г. предусмотрена поставка 500 т в год зоошлаков, однако образуется данного вида отходов в большем количестве.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела, заявитель является юридическим лицом, относится к предприятиям пищевой промышленности, основной вид деятельности - производство ликероводочных изделий. Как природопользователь предприятие осуществляет плату за загрязнение окружающей среды.

25.12.2007г. предприятие обратилось в Управление с заявлением на согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Управление письмом от 29.12.2007г. за N 6413/07 отказало предприятию в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

С данным отказом предприятие не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В рамках полномочий, определенных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. N 401 и Положением Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Карелия, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия от 22.11.2004г. N 203 Управление устанавливает лимиты на размещение отходов.

Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации Постановлением от 16.06.2000 N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).

В силу пунктов 4 и 5 Правил юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании пункта 7 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа:

а) заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:

полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

б) следующие документы:

копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов);

проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).

Статьей 9 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 названного Закона используются следующие понятия:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;

обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

Как видно из материалов дела, предприятие 25.12.2007 обратилось в Управление с заявлением на согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2008 год (л.д. 10). Согласно приложенному к заявлению перечню 24 наименования отходов отнесены к категории опасных, среди них особо опасные отходы 1 - 3 класса опасности (ртутные лампы люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, кислота аккумуляторная серная отработанная, аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные со слитым электролитом, масла автомобильные отработанные - л.д. 80-81). Предприятием прикладывался к заявлению проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 55-81), из содержания данного документа следует, какие договоры с юридическими лицами и предпринимателями, имеющими лицензии, представлялись в Управление (л.д. 59). Суд принимает доводы ответчика о том, что из представленных договоров следует, что заявителем на дату подачи заявления осуществлялась деятельность по сбору, размещению и транспортированию отходов. Данный факт подтверждают договоры, представленные дополнительно заявителем к письменным пояснениям от 28.05.2008г.: договор N 8/03-346 от 15.02.2008г. с ООО «Научно-производственное предприятие «ЭКОТРОМ Ртутная безопасность»; дополнительное соглашение от 01.01.2008г. к договору N К5095 от 07.11.2007г. об исключении пункта 2.7 Договора о том, что Заказчик (Филиал ФГУП «Росспиртпром »ПЛВЗ «Петровский») может самостоятельно доставить утилизируемые отходы в Санкт-Петербург, согласно приложению N 1, являющимся неотъемлемой частью Договора, а также договор поставки N 11 от 04.02.2008г. с ООО «Интерстрой». Представителем заявителя в судебном заседании подтверждено то обстоятельство, что данных договоров не представлялось на дату издания оспариваемого ненормативного правового акта. Кроме того, представитель заявителя пояснил, что в материалы дела представлены все имеющиеся лицензии тех юридических лиц и предпринимателей, с которыми заключены договоры, иных лицензий у заявителя не имеется.

Кроме того, как видно из отчета (форма N 2-ТП (отходы) за 2007 год (в материалах дела) некоторые отходы использованы на предприятии (масла моторные отработанные в количестве 0,100 тонн в год, зоошлаки от сжигания углей - 0,115 тонн в год, пищевые отходы кухни - 3,1 тонны в год) и размещены на собственных объектах для хранения (зоошлаки от сжигания углей - 3,56 тонн в год, стеклянный бой - 232,967 тонн в год).

На основании подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьи 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" размещение опасных отходов является лицензируемым видом деятельности.

Таким образом, юридическое лицо, размещающее или использующее опасные отходы, должно представить в уполномоченный орган копию лицензии на осуществление такого вида деятельности.

Ссылка заявителя на то, что отходы, образующиеся в результате его производственной деятельности хранятся временно, а затем вывозятся и утилизируются на основании договоров с юридическими лицами и предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, в связи с чем предприятие не обязано иметь лицензию на данный вид деятельности, не может быть признана обоснованной по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, договор N 8/03-346 с ООО «Научно-производственное предприятие «ЭКОТРОМ Ртутная безопасность» на сбор, перемещение, утилизацию ртутьсодержащих отходов, оргтехники, фильтров, конденсаторов, трансформаторного масла, шин, промышленных и иных отходов 1-4 класса опасности заключен только 15.02.2008г.; дополнительное соглашение к договору N К5095 от 07.11.2007г. об исключении пункта 2.7 Договора о самостоятельной доставке заявителем утилизируемых отходов в Санкт-Петербург, согласно приложению N 1, являющимся неотъемлемой частью Договора - 01.01.2008г., договор поставки N 11 с ООО «Интерстрой» о предоставлении зоошлаков до 500 т в год - 04.02.2008г. Лицензия ООО «Интерстрой» суду не представлена.

При таких обстоятельствах суд считает, что предприятие осуществляло деятельность по размещению, в некоторых случаях возможна была и транспортировка (что следует из содержания заключенных договоров) опасных отходов на дату издания оспариваемого ненормативного правового акта, а, следовательно, заявленные требования необоснованны, и в их удовлетворении суд заявителю отказывает.

Расходы по государственной пошлине суд относит заявителя на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления Федерального государственного унитарного предприятия «Росспиртпром» в лице филиала Петрозаводский ликероводочный завод «Петровский» отказать.

2. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьями 257 - 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в двухмесячный срок в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Судья
 Левичева Е. И.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка