ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 января 2005 года Дело N А42-6361/03-30

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Марьянковой Н.В. и Матлиной Е.О., при участии от администрации Мурманского морского рыбного порта Смирновой А.В. (доверенность от 02.09.2003 N 1/2585),

рассмотрев 18.01.2005 в открытом судебном заседании заявление федерального государственного учреждения «Государственная администрация Мурманского морского рыбного порта» о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.07.2004 по делу N А42-6361/03-30,

у с т а н о в и л:

Федеральное государственное учреждение «Государственная администрация Мурманского морского рыбного порта» (далее - Администрация морского рыбного порта) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Самскип Мурманск» (далее - Общество) о взыскании с учетом уточнения требований 244 372 руб. 85 коп. задолженности по оплате корабельного сбора и 20 911 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение «Морская администрация порта Мурманск» (далее - Администрация порта Мурманск).

Решением суда от 29.12.2003 с Общества в пользу Администрации морского рыбного порта взыскано 197 214 руб. 65 коп. основного долга и 17 229 руб. 45 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.04.2004 решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.07.2004 вышеуказанные судебные акты отменены. Судом кассационной инстанции принято новое решение по делу об отказе Администрации морского рыбного порта в удовлетворении исковых требований.

Администрация морского рыбного порта обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа с заявлением о пересмотре данного постановления по пункту 4 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование своего заявления истец ссылается на то, что Администрация порта Мурманск незаконно взимала с агентов корабельные сборы по распоряжению Министерства транспорта Российской Федерации от 25.03.2003 N ВР-46-р. Решением Федеральной антимонопольной службы от 16.09.2004 по делу N 1 07/10-04 Министерство транспорта Российской Федерации признано нарушившим пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» посредством совершения действий, выразившихся в издании министерством вышеуказанного распоряжения.

В судебном заседании представитель Администрации морского рыбного порта подтвердил доводы, изложенные в заявлении.

Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем заявление рассмотрено в их отсутствие.

Рассмотрев заявление Администрации морского рыбного порта, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для его удовлетворения. При этом суд исходит из следующего.

Как усматривается из материалов дела, 05.01.2002 между Администрацией морского рыбного порта и Обществом (агент) заключен договор, предметом которого является совершение сторонами действий, связанных с пребыванием судна в порту и оплатой сборов и иных сумм, связанных с обслуживанием судов, агентируемых Обществом. По условиям названного договора агент обязался совершать юридические и иные действия, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и договором, в интересах судовладельцев и Администрации морского рыбного порта.

В период с марта по июнь 2003 года иностранные суда «COOL EXPRESS», «NORDIK FROST», «FRAMNES», «ICE CRYSTAL», «ICE LOUISE», судовым агентом которых выступало Общество, осуществляли заходы в Мурманский морской рыбный порт и выход из него, следуя через акваторию Мурманского морского торгового порта.

По данным судозаходам Администрация морского рыбного порта выставила Обществу счета на оплату корабельного и лоцманского сбора, а также за проводку судов Службой управления движением судов. Все счета были оплачены Обществом частично, за вычетом корабельного сбора.

Отказ Общества погасить имеющуюся задолженность по оплате корабельного сбора послужил основанием для обращения Администрации морского рыбного порта с иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что истец имеет право на оформление прихода и отхода судов, не используемых для промысла водных биоресурсов.

Кассационная инстанция не согласилась с этим и, исходя из положений КТМ РФ, регулирующих государственный портовый контроль, и функций, выполняемых морской администрацией и администрацией рыбного порта, пришла к выводу о том, что требования истца не соответствуют закону, поскольку у Администрации морского рыбного порта отсутствуют правовые основания для взимания корабельного сбора с судов, не используемых для промысла водных биологических ресурсов.

При этом постановление кассационной инстанции основано только на нормах КТМ РФ.

При рассмотрении данного дела в порядке кассационного производства суд не руководствовался положениями распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 25.03.2003 N ВР-46-р, поскольку предметом спора по делу N А42-6361/03-30 не являются взаимоотношения между Обществом и Администрацией порта Мурманск, связанные с уплатой ответчиком третьему лицу корабельных сборов.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для пересмотра вышеуказанного судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311, 316, 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

о п р е д е л и л:

отказать федеральному государственному учреждению «Государственная администрация Мурманского морского рыбного порта» в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.07.2004 по делу N А42-6361/03-30.

Председательствующий К.Ю. Коробов

Судьи Н.В. Марьянкова

Е.О. Матлина

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение от 29.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 28.04.2004 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-6361/03-30 отменить.

В иске федеральному государственному учреждению «Государственная администрация Мурманского морского рыбного порта» отказать.

Взыскать с федерального государственного учреждения «Государственная администрация Мурманского морского рыбного порта» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Самскип Мурманск» 2 784 руб. 30 коп. государственной пошлины по кассационной жалобе.

     Председательствующий
 К.Ю. Коробов


Судьи
Н.В. Марьянкова
Е.О. Матлина

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка