ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2007 года Дело N А56-49658/2006


[При оказании российскими организациями услуг по перевозке вывозимых за пределы территории РФ товаров налоговая база определяется по ставке 0%, поэтому  исчисление налога и, соответственно, предъявление перевозчиком экспортеру к уплате дополнительно к стоимости услуг НДС по ставке 18% противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность различного применения налогоплательщиками положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, поэтому у инспекции отсутствовали законные основания для доначисления обществу по операциям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, НДС по ставке 18%]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей: Малышевой Н.Н., Пастуховой М.В., при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западное пароходство" Горбунова Ю.С. (доверенность от 17.08.2007), Кичигина А.Н. (доверенность от 12.02.2006), Стадника А.С. (доверенность от 15.01.2007), рассмотрев 27.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2007 по делу N А56-49658/2006 (судья Захаров В.В.), установил:

Открытое акционерное общество "Северо-Западное пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 21.11.2006 N 115.

Решением от 18.04.2007 суд удовлетворил заявление Общества.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 18.04.2007 и отказать заявителю в удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что поскольку в силу пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 180-дневный срок сбора и представления пакета предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов, не распространяется на налогоплательщиков, которые в силу пункта 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговый орган таможенные декларации, то для последних момент определения налоговой базы устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ, то есть моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: либо день выполнения работ (оказания услуг), либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг). В случае отсутствия у налогоплательщика на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, указанные операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов.

Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежаще извещена, однако ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Общество в июле 2006 года оказывало услуги по перевозке экспортируемых товаров за пределы территории Российской Федерации, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.

Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом 21.08.2006 декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 0 процентов за июль 2006 года, по результатам которой с учетом представленных налогоплательщиком возражений приняла решение от 21.11.2006 N 115. Пунктом 1.1 названного решения Обществу доначислено и предложено уплатить в срок, указанный в требовании от 24.11.2006 N 1908 (до 28.11.2006), 20568979 руб. НДС за июль 2006 года, а также внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.

В обоснование решения Инспекция указала, что в случае отсутствия у Общества на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении им работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, указанные операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов. Поскольку пунктом 4 статьи 165 НК РФ в ряде случаев не предусмотрено представление таможенной декларации при совершении операций, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, момент определения налоговой базы устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ как день выполнения работ (оказания услуг) либо день их оплаты.

Кроме того, Инспекция отметила, что поскольку у Общества согласно пункту 9 статьи 165 НК РФ отсутствует 180 дней на представление документов в обоснование применения ставки НДС 0 процентов, то в соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС и налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2005 N 163Н, суммы, заявленные в разделе 4 декларации по НДС по ставке 0 процентов, должны быть отражены в разделе 3 декларации по НДС по ставке 0 процентов и, соответственно, в разделе 2.1 декларации по НДС по внутреннему рынку.

Общество оспорило решение Инспекции в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, указав на то, что согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, определяется последним днем месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене.

Подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ в редакции, вступившей в действие с 01.01.2006, предусмотрено применение нулевой ставки НДС при реализации услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, ввозимых на территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, оказываемых российскими налогоплательщиками.

Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации для обоснования правомерности применения нулевой ставки НДС в отношении указанных услуг налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие документы, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ при реализации услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации морским транспортом, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговые органы представляются:

- контракт или копия контракта налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение услуг по перевозке товаров;

- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя услуг на счет налогоплательщика в российском банке;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации или ввоз товаров на территорию Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 4 статьи 165 НК РФ в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, помимо перечисленных документов в налоговые органы представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенных органов Российской Федерации, производивших таможенное оформление ввоза и вывоза товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.

Таким образом, согласно положениям пункта 4 статьи 165 НК РФ для обоснования правомерности применения нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации судами, не требуется представлять в налоговые органы таможенную декларацию.

В силу пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 9 статьи 167 НК РФ.

Таким образом, особенности момента формирования налоговой базы, предусмотренные пунктом 9 статьи 167 НК РФ, определены только для тех налогоплательщиков, которым установлен 180-дневный срок сбора и представления документов в обоснование правомерности применения нулевой ставки НДС, в том числе таможенной декларации с указанием даты помещения товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, под таможенный режим.

Однако подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, устанавливающим ставки обложения НДС операций по реализации услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, предусмотрено налогообложение таких операций по ставке 0 процентов. В связи с этим при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик согласно статьям 168 и 169 НК РФ выставляет покупателю услуг (экспортеру) счет-фактуру с указанием надлежащей ставки НДС - 0 процентов.

Поэтому налогоплательщики не вправе изменять установленную статьей 164 НК РФ ставку налога. Как отмечено в постановлениях Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 9252/05 и 9263/05, от 04.04.2006 N 14227/05 и 14240/05, от 19.06.2006 N 1964/06, от 20.06.2006 N 14555/05 и 14588/05, уплата экспортерами перевозчику груза НДС по ставке 18 процентов при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке товаров на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.

Таким образом, при оказании российскими организациями услуг по перевозке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров налоговая база определяется по ставке 0 процентов.

Как следует из оспариваемого решения, по операциям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, Инспекцией исчислен НДС по ставке 18 процентов. Однако исчисление налога и, соответственно, предъявление перевозчиком экспортеру к уплате дополнительно к стоимости услуг НДС по ставке 18 процентов противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность различного применения налогоплательщиками положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали законные основания для доначисления Обществу по операциям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, НДС по ставке 18 процентов. Спорное решение налогового органа вынесено с нарушением норм законодательства о налогах и сборах, поэтому правомерно признано недействительным.

Инспекции при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с нее в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2007 по делу N А56-49658/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

     Председательствующий
Л.Л.Никитушкина

Судьи:
Н.Н.Малышева
М.В.Пастухова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка