ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2007 года Дело N А21-7049/2006


[Суд отказал в удовлетворении требования о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка и об обязании Управления Роснедвижимости произвести переоценку кадастровой стоимости названного участка с учетом его рыночной стоимости, поскольку процедура установления кадастровой стоимости земельного участка проведена с соблюдением постановлений Правительства РФ от 25.08.99 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" и методики государственной кадастровой оценки земель поселений]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Грачевой И.Л., судей: Коняевой Е.В. и Сергеевой И.В.,  при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Сиббалт" Медведева А.В. (доверенность от 25.12.2006), от правительства Калининградской области Гудзарика А.А. (доверенность от 22.06.2007),  рассмотрев 29.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сиббалт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.02.2007 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2007 (судьи: Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А21-7049/2006, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сиббалт" (далее - ООО "Сиббалт") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области (далее - Управление Роснедвижимости) о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:15:15-18-01:0023 площадью 7745 кв.м, расположенного по адресу: Калининград, ул.Подполковника Емельянова - ул.Б.Окружная, и об обязании Управления Роснедвижимости произвести переоценку кадастровой стоимости названного участка с учетом его рыночной стоимости.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены мэрия Калининграда, правительство Калининградской области (далее - Правительство) и общество с ограниченной ответственностью "Независимый центр экспертизы и сертификации "Балтэкспертиза" (далее - ООО "Балтэкспертиза").

Решением суда первой инстанции от 14.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.05.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО "Сиббалт" просит отменить решение от 14.02.2007 и постановление от 25.05.2007 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды обеих инстанций неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют материалам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель ООО "Сиббалт" поддержал доводы жалобы, а представитель Правительства просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, ООО "Сиббалт" является собственником земельного участка с кадастровым N 39:15:15-18-01:0023 площадью 7745 кв.м, расположенного по адресу: г.Калининград, ул.Подполковника Емельянова - Окружная дорога.

В 2006 году налоговый орган уведомил ООО "Сиббалт" о доначислении земельного налога за названный участок за первое полугодие 2006 года в размере, значительно превышающем сумму, которую заявитель уплачивал ранее. Новый размер земельного налога определен налоговым органом исходя из кадастровой оценки, представленной Управлением Роснедвижимости.

ООО "Сиббалт" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка, рассчитанная на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель (далее - УПКСЗ), утвержденных постановлением администрации Калининградской области от 10.01.2003 N 7, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную заключением ООО "Балтэкспертиза".

По мнению заявителя, кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка следует рассчитывать по правилу, установленному пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правомерно отказали ООО "Сиббалт" в удовлетворении заявленного требования.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Рыночная стоимость в данном случае применена быть не может, поскольку нормативные акты в развитие положений пункта 3 статьи 66 того же Кодекса не приняты, и в законодательстве Российской Федерации не определен процент, который составляет кадастровая стоимость от рыночной.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" в целях обоснования налогообложения в 2002 году на территории Калининградской области была проведена государственная кадастровая оценка земель (далее - ГКОЗ) поселений Калининградской области. Результаты ГКОЗ поселений Калининградской области 25.10.2002 были согласованы комиссией, образованной постановлением администрации Калининградской области от 18.07.2001 N 267 "О государственной кадастровой оценке земель Калининградской области", а также Федеральной службой земельного кадастра России (далее - Росземкадастр), и рекомендованы к утверждению в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты работ по ГКОЗ поселений утверждены постановлением администрации Калининградской области от 10.01.2003 N 7.

Работы по ГКОЗ поселений Калининградской области проведены в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (далее - Методика).

Методикой предусмотрено использование специального программного обеспечения. Специальное программное обеспечение "Государственная кадастровая оценка земель поселений" выполнено в 2001 году Нижегородским Информационным Центром "Реформа". Программный комплекс прошел государственные испытания, сертифицирован Росземкадастром и установлен в каждом территориальном органе Росземкадастра, в том числе и в Управлении Роснедвижимости. Методика и названное программное обеспечение составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земель поселений.

Согласно пункту 1.2 Методики она разработана для определения удельных показателей кадастровой стоимости земель поселений в целом и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель. Удельные показатели кадастровой стоимости земель служат основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков.

При проведении государственной кадастровой оценки земель поселений по Методике для целей налогообложения предусмотрена не оценка конкретных земельных участков, а определение расчетным путем удельных показателей стоимости одного квадратного метра земли в пределах кадастрового квартала в зависимости от численности населения и видов функционального использования земель.

Из материалов дела видно, что названный участок был предоставлен заявителю для проектирования сервисного комплекса по продаже, обслуживанию и ремонту автошин легкового и грузового транспорта. Кадастровый план земельного участка в качестве видов разрешенного использования содержит указание на использование участка под размещение общественно-деловых, торговых, производственных объектов. Тот же вид разрешенного использования указан в свидетельстве о государственной регистрации права серии 39-АА N 322880.

При расчете УПКСЗ кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, принадлежащий заявителю, были учтены виды функционального использования земель под административно-управленческими объектами, под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, связи, то есть, учтены виды разрешенного использования земельного участка заявителя.

Доводу ООО "Сиббалт" о том, что при расчете кадастровой стоимости названного участка должен был быть применен вид функционального использования - прочие земли поселений, так как участок фактически не застроен, дана надлежащая оценка судами обеих инстанций.

Суды правомерно указали, что согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований в силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления. Статьей 42 того же Кодекса предусмотрена обязанность землепользователей использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Правовое регулирование участка осуществляется в соответствии с определенными в установленном порядке целевым назначением и разрешенными видами использования.

Суд первой инстанции также дал надлежащую оценку доводам ООО "Сиббалт" о несоблюдении Управлением Роснедвижимости положений Методики при расчете удельных показателей. Судом установлено, что при проведении кадастровой оценки земель поселений области все перечисленные в Методике оценочные факторы, в том числе рыночная ценовая информация, необходимые для определения удельного показателя, были учтены и применены при расчете по формулам, приведенным в Методике.

Поскольку процедура установления кадастровой стоимости земельного участка проведена с соблюдением постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" и Методики, суды обеих инстанции обоснованно отказали ООО "Сиббалт" в удовлетворении заявленного им требования.

При таком положении кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.02.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2007 по делу N А21-7049/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сиббалт" - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.Л.Грачева

Судьи:
Е.В.Коняева
И.В.Сергеева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка