• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2007 года Дело N А21-7292/2006


[В удовлетворении заявления об оспаривании привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 16.19 КоАП РФ было отказано, поскольку общество осуществляло международную перевозку груза между территорией иностранного государства и остальной частью таможенной территории Российской Федерации, что является нарушением условий таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Бухарцева С.Н., Любченко И.С., при участии от Выборгской таможни Черемисиновой Л.Б. (доверенность от 09.01.2007 N 05-01/59), рассмотрев 05.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ДанБалттранс-Калининград" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2007 по делу N А21-7292/2006 (судьи: Борисова Г.В., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.), установил:

Закрытое акционерное общество "ДанБалттранс-Калининград" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - таможня) от 21.11.2006 по делу об административном правонарушении N 10206000-1272/2006 о назначении обществу административного наказания на основании части 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 31.01.2007 заявленные обществом требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.05.2007 решение суда отменено, обществу отказано в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 10.05.2007 в связи с неправильным, по его мнению, применением апелляционным судом норм материального и процессуального права. Податель жалобы считает, что судом апелляционной инстанции ошибочно не применены нормы, закрепляющие принцип защиты иностранного инвестора от изменения законодательства принимающей стороны, так как в течение трех лет после ликвидации Особой экономической зоны организация с иностранными инвестициями имеет право осуществлять хозяйственную деятельность на условиях, определенных ранее действовавшим законодательством.

В кассационной жалобе также отмечено, что нормы пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), ухудшающие положение заявителя, не имеют обратной силы, то есть не распространяются на владельцев транспортных средств, ввезенных и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления Закона в силу.

Кроме того, общество указывает на то, что начало перевозки и предъявление таможенному органу документов не является оконченным правонарушением, а арест транспортного средства и изъятие документов не позволили перевозчику принять все зависящие от него меры по соблюдению закона.

Помимо изложенных доводов, заявитель ссылается на положения пункта 5 статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), препятствующие привлечению к административной ответственности, если нарушение таможенных правил вызвано неясностью правовых норм.

В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Дело рассмотрено без участия представителей общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что 05.09.2006 на таможенную территорию Российской Федерации прибыли принадлежащие обществу седельный тягач и полуприцеп с товаром, следующие из Финляндии в Московскую область по процедуре МДП. В ходе мероприятий таможенного контроля выявлено, что седельный тягач в 2001 году помещен заявителем под таможенный режим свободной таможенной зоны с отметкой в паспорте: "ввоз на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и таможенного союза разрешен при условии уплаты таможенных пошлин и других платежей".

Несоблюдение условий таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, путем осуществления перевозки товаров из Финляндии на остальную часть таможенной территории Российской Федерации послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ. Оспариваемым постановлением таможни на заявителя наложен административный штраф в размере 1 093000 руб.

Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции усмотрел в его действиях состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.

Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд правильно применил нормы материального права.

Согласно части 2 статьи 16.19 КоАП РФ пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе передача прав использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в сумме от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Под таможенным режимом понимается таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами (подпункт 22 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).

Пунктом 1 статьи 156 ТК РФ установлена обязанность по соблюдению таможенного режима, под который помещены товары.

Содержание таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, заключается в том, что товары ввозятся на эту территорию и используются в ее пределах без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения установленных запретов и ограничений (статья 9 Закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при условии, что юридические лица и принадлежащие им транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления этого Закона в силу осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 Закона, с особенностями, установленными главой 8 Закона.

Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность по соблюдению требований статьи 9 и пункта 1 статьи 15 Закона распространяется и на владельцев транспортных средств, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления Закона в силу. Этим нормам придана обратная сила, что согласуется с пунктом 2 статьи 4 ТК РФ.

Систематическое толкование норм Закона устраняет какие-либо неясности его положений, позволяет уяснить их действительный смысл, надлежащим образом осуществлять права и исполнять обязанности, что исключает в данном случае применение пункта 5 статьи 6 ТК РФ.

Как следует из материалов дела, общество осуществляло международную перевозку груза между территорией иностранного государства и остальной частью таможенной территории Российской Федерации, что является нарушением условий таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области.

При этом изменения законодательства не затрагивают прав иностранного инвестора - учредителя общества, не касаются инвестиционной деятельности в регионе, не увеличивают совокупной финансовой нагрузки на заявителя. Более того, Особая экономическая зона не ликвидирована, обновлено лишь правовое регулирование отношений, связанных с ее функционированием.

С учетом диспозиции части 2 статьи 16.19 КоАП РФ пользование товаром в нарушение требований и условий таможенного режима свободной таможенной зоны является оконченным административным правонарушением в момент выезда транспортного средства с территории Калининградской области без цели осуществления международной перевозки по маршрутам, указанным в пункте 1 статьи 15 Закона. Об отсутствии у общества такой цели в сложившейся ситуации свидетельствует прибытие транспортного средства под загрузку в Финляндию, оформление перевозочных документов и въезд с товаром на остальную часть таможенной территории Российской Федерации. В свою очередь, транспортное средство и документы изъяты таможенным органом по правилам, установленным статьей 27.10 КоАП РФ, в качестве предмета административного правонарушения и доказательств соответственно.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2007 по делу N А21-7292/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ДанБалттранс-Калининград" - без удовлетворения.

Возвратить закрытому акционерному обществу "ДанБалттранс-Калининград" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

     Председательствующий
Д.В.Хохлов

Судьи:
С.Н.Бухарцев
И.С.Любченко

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А21-7292/2006
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 06 сентября 2007

Поиск в тексте