ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 февраля 2007 года Дело N А19-4006/05

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Мироновой И.П., судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества «Иркутскэнерго» - Петровой С.В. (доверенность N 5372 от 27.12.2006 года), Садовникова А.А. (доверенность N 5374 от 27.12.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Иркутскэнерго» на определение от 4 октября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 11 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4006/05-6 (суд первой инстанции - Коломинова Н.Ю., суд апелляционной инстанции - Матинина Л.Н., Архипенко А.А., Ибрагимова С.Ю.), установил:

Открытое акционерное общество «Иркутскэнерго» (ОАО «Иркутскэнерго») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о процессуальном правопреемстве по делу N А19-4006/05-6, замене должника - Финансового управления администрации Черемховского городского муниципального образования его правопреемником - Финансовым управлением администрации города Черемхово.

Определением от 4 октября 2006 года в удовлетворении заявления отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 11 декабря 2006 года определение оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, ОАО «Иркутскэнерго» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новое решение.

По мнению заявителя, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ОАО «Иркутскэнерго» о замене должника правопреемником сделаны без учета положений статей 13, 83-85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель полагает, что судом необоснованно не приняты во внимание требования пункта 4 Правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 903 от 31.12.2004, в соответствии с которыми основанием для разграничения обязательств, то есть для составления передаточного акта, является вступление в силу закона субъекта Российской Федерации об определении границы вновь образуемого муниципального образования в связи с изменением границы, преобразованием ранее образованного на этой территории муниципального образования. Поскольку в данном случае имело место упразднение Черемховского городского муниципального образования, а не его преобразование, основания для разграничения имущественных обязательств в данном случае отсутствуют, в связи с чем составления передаточного (разделительного) акта не требуется. Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 6 февраля 2007 года был объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 9 февраля 2007 года. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако администрации Черемховского городского муниципального образования и города Черемхово своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей ОАО «Иркутскэнерго», Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об обоснованности кассационной жалобы и необходимости отмены судебных актов.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 мая 2005 года по делу N А19-4006/05-6 с Черемховского городского муниципального образования в лице Комитета по экономике и финансам администрации Черемховского городского муниципального образования в пользу ОАО «Иркутскэнерго» взыскан основной долг в размере 2 195 639 рублей 97 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 500 рублей.

27.06.2005 на взыскание названной суммы выдан исполнительный лист N 18786.

Законом Иркутской области N 67-оз от 07.11.2005 Черемховское городское муниципальное образование с 1 января 2006 года было упразднено на основании статьи 84 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

ОАО «Иркутскэнерго» обратилось в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, замене должника - Финансового управления администрации Черемховского городского муниципального образования на Финансовое управление администрации города Черемхово. Рассматривая спор, арбитражный суд исходил из того, что определить объем передаваемых имущественных обязательств возможно только из передаточного (разделительного) акта. Учитывая отсутствие передаточного (разделительного) акта в материалах настоящего дела, суд отказал в удовлетворении заявления ОАО «Иркутскэнерго» о процессуальном правопреемстве. Суд кассационной инстанции полагает, что данные выводы Арбитражного суда Иркутской области ошибочны, основаны на неправильном применении норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии процесса.

В силу норм статей 84, 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальном образовании, состоящем из нескольких городов, не являющихся муниципальными образованиями, каждый город наделяется статусом городского поселения (городского округа), определяются его границы. Такое преобразование должно быть проведено не позднее 1 марта 2005 года. Прежнее муниципальное образование подлежит упразднению с 1 января 2006 года законом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы законом Иркутской области N 67-оз от 07.11.2005 «Об упразднении отдельных муниципальных образований Иркутской области» с 1 января 2006 года Черемховское городское муниципальное образование упразднено, в связи с чем главой администрации Черемховского городского муниципального образования издано распоряжение N 162 от 31.10.2005 о ликвидации с 1 января 2006 года органов местного самоуправления Черемховского городского муниципального образования.

Законом Иркутской области N 104-оз от 16.12.2004 «Об образовании, статусе и границах Свирского муниципального образования и Черемховского муниципального образования Иркутской области» были образованы два отдельных муниципальных образования с наделением их статусами городских округов: Черемховское муниципальное образование и Свирское муниципальное образование.

Согласно абзацу 3 статьи 84 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение законом субъекта Российской Федерации городских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием статусом городских округов является преобразованием указанного района и производится в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 Правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 903 от 31.12.2004 разграничение обязательств оформляется органами местного самоуправления, выступающими от имени муниципальных образований, путем составления передаточного (разделительного) акта по разделяемым (передаваемым, принимаемым) обязательствам, определяющего имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства. Пункт 4 Правил устанавливает, что основаниями для разграничения обязательств являются вступление в силу закона субъекта Российской Федерации об определении границы вновь образуемого муниципального образования в связи с изменением границы, преобразованием ранее образованного на этой территории муниципального образования в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также наличие муниципального долга и (или) кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений.

Таким образом, довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии необходимости составления передаточного акта, так как имело место не преобразование, а упразднение муниципального образования, и, следовательно, оснований для разграничения имущественных требований не имеется, не может быть принят во внимание как не соответствующий положениям указанных выше норм права.

Следовательно, для определения объема передаваемых имущественных обязательств необходим передаточный (разделительный) акт, так как имеются основания для разграничения имущественных обязательств, предусмотренные законом.

Однако в силу части 10 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территории указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Частью 5 статьи 84 указанного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований приступают к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом с 1 января 2006 года.

Согласно пунктам 5, 9 Правил передаточный (разделительный) акт при наличии оснований, предусмотренных пунктом 4 названных Правил, подлежал составлению и подписанию в срок до 1 января 2006 года.

Однако отсутствие такого документа (передаточного акта) свидетельствует только о проведении реорганизации с нарушениями закона, но не является основанием для отказа в установлении правопреемства.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд не учел того обстоятельства, что правопреемство обязательно в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и несоблюдение установленной законодательством процедуры оформления, подписания и утверждения передаточного (разделительного) акта не может служить поводом к отказу в установлении правопреемства по имущественным обязательствам органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что 24.12.2002 между ОАО «Иркутскэнерго» (Энергоснабжающая организация) и Черемховским муниципальным энергопредприятием «Тепловые сети» (Абонент) заключен договор N 15 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, согласно которому Энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство по отпуску энергии, а Абонент по ее оплате.

Согласно пункту 8.1 названного договора к нему предусмотрены приложения: N 1 «Суммарный объем (план) отпуска и потребления тепловой энергии по всем теплопотребляющим установкам», N 2 «Перечень теплоиспользующих объектов, включенных в договор», N 3 «Перечень теплоиспользующих объектов и Актов разграничения балансовой принадлежности распределительных тепловых сетей и оборудования и эксплуатационной ответственности Сторон за их содержание (актов ГО)».

Ввиду отсутствия в материалах дела названных приложений, установить объекты, на которые Энергоснабжающая организация производила отпуск энергии, их территориальное расположение и, соответственно, принадлежность к собственности муниципальных образований «Город Черемхово» или «Город Свирск» для суда кассационной инстанции не представляется возможным.

Данные обстоятельства не были предметом исследования первой инстанции.

Между тем, выяснение названных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения спора и установления правопреемника Черемховского городского муниципального образования в лице Комитета по экономике и финансам администрации Черемховского городского муниципального образования по данному обязательству.

При таких условиях обжалуемые судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам с неправильным применением норм материального права и подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

При новом рассмотрении суду следует с учетом вышеизложенного установить правопреемника - орган местного самоуправления Черемховского городского муниципального образования по рассматриваемому имущественному обязательству и произвести замену должника с учетом регулирования вышеперечисленными нормами права, исследовав и оценив представленные в дело доказательства.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 4 октября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 11 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4006/05-6 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Судьи
И.П.Миронова
В.И.Кулаков
Л.М.Соколова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка