• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2007 года Дело N А19-547/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Горячих Н.А.,

судей: Рюмкиной М.Д., Кулакова В.И.,

при участии в судебном заседании представителей: Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области- Пиляковой О.В. (доверенность от 09.01.2007), открытого акционерного общества «Иркутскэнерго»- Кривошеевой И.В. (доверенность от 01.01.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-547/07 (суд апелляционной инстанции: Буркова О.Н., Юдина С.И., Стасюк Т.В.),

установил:

Открытое акционерное общество «Иркутскэнерго» (далее- ОАО «Иркутскэнерго») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее- Министерство финансов), муниципальному образованию г.Усолье- Сибирское в лице Финансового управления администрации г.Усолье- Сибирское о взыскании убытков в размере 151 566 рублей 31 копейка, возникших вследствие предоставления льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области, Управление социальной защиты населения г.Усолье- Сибирское .

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 мая 2007 года исковые требования, заявленные к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворены частично, в пользу ОАО «Иркутскэнерго» взыскано 26 805 рублей 89 копеек убытков. В удовлетворении остальной части иска и в иске к муниципальному образованию г.Усолье- Сибирское в лице Финансового управления администрации г.Усолье- Сибирское отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2007 года решение суда изменено в части отказа во взыскании убытков в сумме 124 760 рублей 42 копейки, в данной части принято новое решение, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «Иркутскэнерго» взыскано 124 760 рублей 42 копейки убытков. В остальной части решение оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить.

Заявитель полагает, что истцом пропущен срок исковой давности для взыскания убытков с января по ноябрь 2003 года.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области, Управление социальной защиты населения г.Усолье- Сибирское, муниципальное образование г.Усолье- Сибирское в лице Финансового управления администрации г.Усолье- Сибирское о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Дело по кассационной жалобе рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель истца, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что ОАО «Иркутскэнерго» в 2003 году во исполнение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на льготное обеспечение.

В результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в указанный период ОАО «Иркутскэнерго» понесло расходы, которые были возмещены лишь частично.

Расходы в размере 151 566 рублей 31 копейка не были компенсированы, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В подтверждение расходов на заявленную сумму представлены: отчеты о выпадающих доходах и расшифровки к ним, акты сверок объемов льгот.

Изменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования в полном объеме суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.

Статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена льгота на оплату жилья и коммунальных услуг не ниже 50%.

Статьей 31 указанного закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы, в том числе по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктами 18 и 19 статьи 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.

Порядок выплаты денежных компенсаций определен постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 «О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (срок действия Порядка продлевался на 2004 год).

Суд установил, что выделенные муниципальному образованию «Город Усолье-Сибирское» денежные средства на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не компенсировали расходы истца по предоставлению льгот, установленных данным Федеральным законом, в достаточном объеме.

Доказательств, подтверждающих нецелевое использование данных средств, суду не представлено.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере.

Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Учитывая, что на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств, суд с учетом положений вышеуказанного законодательства обоснованно пришел к выводу о том, что ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в 2003 году льгот инвалидам должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что акт сверки сумм, подлежащих возмещению ОАО «Иркутскэнерго», по состоянию на 31.12.2004, подписанный Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Усолье-Сибирское, не свидетельствует о признании обязанным лицом долга.

Составление названного акта сверки не свидетельствует о совершении должником- Российской Федерацией действий по признанию долга, поскольку указанный акт подписан истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Усолье- Сибирское, а не ответчиком.

Доказательств признания долга надлежащим ответчиком - Российской Федерацией в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, отказывая во взыскании убытков, образовавшихся за период с января по ноябрь 2003 года в сумме 124 760 рублей 42 копейки, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что истцом пропущен срок исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Поскольку денежные средства за предоставление услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, истцу перечислялись из средств бюджета, а нормативный акт о бюджете соответствующего публичного образования действует в течение календарного года, финансирование соответствующих расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года. Таким образом, срок исковой давности по возмещению из бюджета расходов, понесенных организациями в связи с предоставлением льгот за тот или иной финансовый год, следует исчислять с 1 января года, следующего за отчетным.

Таким образом, о нарушении своего права на получение из средств федерального бюджета денежных средств в 2003 году истец мог узнать по окончании финансового года, то есть не ранее 01.01.2004.

С исковым заявлением в арбитражный суд истец обратился 28.12.2006, то есть в пределах трехлетнего срока, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах заявленные ОАО «Иркутскэнерго» требования о возмещении расходов в сумме 151 566 рублей 31 копейка, понесенных в 2003 году в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, обоснованно удовлетворены судом апелляционной инстанции в полном объеме.

Таким образом, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-547/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Н.А.Горячих
Судьи
М.Д.Рюмкина
В.И.Кулаков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А19-547/07
Принявший орган: Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 19 сентября 2007

Поиск в тексте