ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2007 года Дело N А19-7984/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Кулакова В.И., судей: Рюмкиной М.Д., Горячих Н.А.,

при участии в судебном заседании представителей: Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области - Пименовой О.В. (доверенность N13-17/8 от 9 января 2007 года), открытого акционерного общества «Автоколонна 1948» - Васильевой О.А. (доверенность от 3 мая 2007 года),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 17 июля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7984/07 (суд первой инстанции: Аксаментова В.Г.), установил:

Открытое акционерное общество (ОАО) «Автоколонна 1948» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по Закону Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в сумме 3 573 255 руб. 41 коп., со ссылкой на статьи 8, 11, 12, 15, 16, 789, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением от 17 июля 2007 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе на указанное решение Министерство финансов Российской Федерации просит его отменить.

Заявитель считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, а выводы суда - не соответствующими доказательствам, имеющимся в материалах дела.

По его мнению, истцом не доказан размер убытков, а так же пропущен срок исковой давности для взыскания убытков за период с января по апрель 2004 года.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «Автоколонна 1948» указало на её необоснованность и законность обжалуемого решения.

Представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешая возникший спор по настоящему делу, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела.

Открытое акционерное общество «Автоколонна 1948» является автотранспортным предприятием, оказывающим услуги по перевозкам автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области (пункт 3.4 Устава). Услуги по пассажирским перевозкам, оказываемые населению AMО в городском и пригородном сообщении, в 2004 году включали в себя услуги по перевозкам лиц, имевших право бесплатного проезда в соответствии с пунктом «г» пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

Согласно статье 789, пунктам 1, 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая перевозки транспортом общего пользования, обязана оказать данную услугу по обращению любого гражданина с взиманием провозной платы, устанавливаемой на основании утвержденных тарифов.

В соответствии с условиями договора N149/2004 «О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» от 01.01.2004, определяющего порядок предоставления компенсаций из бюджета в 2004, истцом ежемесячно представлялись в Администрацию АМО счета на оплату предоставленных льгот и отчеты об исполнении Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» на городских и пригородных маршрутах в автобусах общего пользования г. Ангарска ОАО «Автоколонна 1948».

Сумма расходов истца в 2004 году составила 3 778 149 рублей, что подтверждается счетами и отчетами истца, отчетом Управления по экономике и финансам администрации АМО «Исполнение Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в 2004 году по Ангарскому муниципальному образованию».

Данные расходы были компенсированы из бюджета частично за январь 2004 года всего в сумме 204 893,59 рублей, что подтверждается платежным поручением от 19.10.2004 N794. Расходы за январь-декабрь 2004 года в сумме 3 573 255,41 рублей компенсированы не были, что подтверждается отчетом Управления по экономике и финансам администрации АМО.

Истцом представлен расчет, произведенный на основании инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 N207. Иного порядка возмещения расходов не существует.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Возникшие спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства в лице своих органов власти и юридического лица, предоставившего льготы ветеранам) носят гражданско-правовой характер. Таким образом, регулирование данных отношений не может осуществляться по правилам бюджетного законодательства, поскольку истец не является участником межбюджетных отношений.

В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация и ее субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

На основании пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Таким образом, согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 ответственность по данному виду исков должна нести Российская Федерация, как публично-правовое образование, не исполнившее свою обязанность по финансированию переданных на более низкий уровень власти полномочий.

Суд так же пришел к выводу, что исковая давность, о применении которой заявлено ответчиком, применению не подлежит в связи со следующим.

Начало течения исковой давности относительно требований, предъявляемых к Российской Федерации, следует исчислять, исходя из положений статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой определено, что годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Таким образом, о нарушении своего права на получение из средства федерального бюджета денежных средств истец мог узнать только после окончания финансового года, то есть после 31 декабря.

Арбитражный суд округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, поскольку они соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Обжалуемое решение является законным, оснований для его отмены не имеется.

Доводы заявителя кассационной жалобы являются необоснованными и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17 июля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7984/07 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Судьи
В.И.Кулаков
М.Д.Рюмкина
Н.А.Горячих

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка