ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2007 года Дело N А19-8040/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Рюмкиной М.Д.,

судей: Горячих Н.А., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании представителя прокураторы Иркутской области - Акуловой Л.К. (удостоверение N 110345),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Братский район» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2007 года по делу N А19-8040/07 (суд первой инстанции - Любицкая Т.Д.),

установил:

Прокурор Иркутской области (прокурор) обратился в Арбитражный суд Иркутской области к администрации муниципального образования «Братский район» (администрация), открытому акционерному обществу (ОАО) «Тэмское» с иском о признании недействительным договора о предоставлении бюджетного кредита N 5 от 23.10.2006 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с ОАО «Тэмское» 500 000 рублей.

Решением от 30 июля 2007 года иск удовлетворен частично, договор N 5 от 23.10.2006 о предоставлении бюджетного кредита признан недействительным, в остальной части иска отказано.

Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению заявителя, Арбитражным судом Иркутской области неправильно применены нормы материального права - статьи 76, 298 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 168, 432, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявитель считает, что правовые основания для признания договора недействительным в силу его ничтожности отсутствуют.

Договор бюджетного кредита соответствует требованиям пунктом 1, 3, 4, 7 статьи 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданского законодательства.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав представителя прокуратуры Иркутской области, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о признании недействительным (ничтожным) договора о предоставлении бюджетного кредита N 5, заключенного 23.10.2006 между администрацией муниципального образования «Братский район» и ОАО «Тэмское», и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с ОАО «Тэмское» 500 000 рублей.

Полагая, что указанный выше договор не соответствует требованиям бюджетного законодательства, так как заключен при отсутствии в бюджете района на 2006 год финансирования на цели, предусмотренные договором, условий и порядка его предоставления, истец обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с ООО «ОКА» 200 000 рублей.

Судом признал, что спорный договор заключен на предоставление бюджетного кредита в сумме 500 000 рублей, за пользование которым установлена плата в размере 0,1% от суммы кредита со сроком возврата до 01.12.2006. Кредит предоставлялся на приобретение ГСМ для завершения работ по уборке урожая и вспашки зяби.

Бюджетный кредит обеспечен договором N 5 от 23.10.2006 о залоге, заключенным между администрацией (залогодержатель) и ОАО «Тэмское» (залогодатель), согласно которому залогодатель передает в залог залогодержателю имущество. Стоимость имущества согласно экспертным заключениям о рыночной стоимости передаваемого в залог имущества составляет 1 017 500 рублей.

Удовлетворяя частично заявленные требования, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания спорного договора недействительным.

Суд установил, что оспариваемый договор заключен с нарушением положений статьи 14, пунктов 1, 3, 4, 7 статьи 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении требований о применении последствий недействительности договора в виде взыскания 500 000 рублей отказано.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с правилами статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10 статьи 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Оценка имущества, предоставленного в обеспечение получения бюджетного кредита, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту способами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, бюджетный кредит не предоставляется.

Нарушение установленного порядка предоставления бюджетных кредитов финансовыми органами, а также принятие в обеспечение имущества низкой ликвидности являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка.

Как усматривается из материалов дела, при заключении сторонами договора бюджетом Братского муниципального образования на 2006 год условия и лимиты предоставления кредитов не были предусмотрены.

Между тем, данное обстоятельство не может служить основанием для признания вышеназванного договора недействительным, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Согласно статье 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме (статья 820 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с рекомендациями, содержащимися в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров, возникших в связи с предоставлением юридическому лицу публично-правовым образованием или уполномоченной кредитной организацией бюджетных средств на возвратной и возмездной основе (ст. 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из того, что эти отношения в силу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации носят гражданско-правовой характер, поскольку не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Доказательств того, что договор о предоставлении бюджетного кредита N 5 от 23.10.2006 не соответствует требованиям действующего гражданского законодательства истец не представил.

Нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для признания спорного договора недействительным.

Из содержания договора N 5 от 23.10.2006 следует, что сторонами при его заключении были соблюдены положения действующего гражданского законодательства.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2007 года по делу N А19-8040/07 в части признания недействительным договора N 5 от 23.10.2006 о предоставлении бюджетного кредита подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2007 года по делу N А19-8040/07 в части признания недействительным договора N 5 от 23.10.2006 о предоставлении бюджетного кредита отменить, в иске отказать, в остальной части решение оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Судьи
М.Д.Рюмкина
Н.А.Горячих
И.П.Миронова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка