ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 декабря 2007 года Дело N А33-6422/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Скубаева А.И.,

судей: Парской Н.Н., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителя Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» Галимовой М.А. (доверенность от 26.09.2007 N 28/10),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району города Красноярска на постановление от 24 сентября 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-6422/2007 (суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Бычкова О.И., Дунаева Л.А.),

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому району города Красноярска (далее - налоговая инспекция), обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - учреждение) о взыскании 521 601 рубля задолженности по земельному налогу и пени в сумме 4 446 рублей 68 копеек.

Решением от 5 июля 2007 года заявленные требования налоговой инспекции удовлетворены.

Постановлением от 24 сентября 2007 года решение суда отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, учреждение не является органом внутренних дел, в котором предусмотрено прохождение такого вида федеральной государственной службы как правоохранительная, и не относится к силам, обеспечивающим безопасность. Кроме того, учреждением не представлено документов, подтверждающих отнесение спорных земельных участков к землям обороны и безопасности, согласно свидетельству они относятся к землям поселений. Земли поселений и земли обороны и безопасности - разные категории земель, и отнесение земель поселений к категории земель обороны и безопасности неправомерно.

В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции общество ссылается на законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.

Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного акта, принятого по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 23.01.2007 учреждением налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год, в которой отражена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в размере 130 401 рубля (по строке 030 на странице 2 декларации), по строке 280 «исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» отражено 520 997 рублей.

Согласно представленным в налоговый орган налоговым расчетам по авансовым платежам по земельному налогу за 3, 6 и 9 месяцев 2006 года сумма исчисленных авансовых платежей составила 130 249 рублей и 151 рубль.

В связи с неуплатой в добровольном порядке исчисленного земельного налога налоговый орган выставил учреждению требование N 68 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.02.2007 со сроком исполнения до 19.03.2007, согласно которому учреждению предложено уплатить 521 601 рубль недоимки и 4 446 рублей 68 копеек пени.

В связи с неисполнением требования N 68 в установленный срок налоговым органом принято решение от 26.03.2007 N 51798 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках на общую сумму 526 047 рублей 68 копеек, в том числе налогов в размере 521 601 рубля, пени в сумме 4 446 рублей 68 копеек.

Неуплата учреждением недоимки по земельному налогу и пени в добровольном порядке явилась основанием для обращения налоговой инспекции с Арбитражный суд Красноярского края.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования налоговой инспекции, исходил из того, что учреждение не представило доказательств отнесения спорных земельных участков к землям обороны и безопасности, поскольку согласно свидетельств о государственной регистрации права от 29.11.2004 и 30.11.2004, выданных Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края они относятся к землям поселений. А также учреждение не относится к силам, обеспечивающим безопасность, и не является органом внутренних дел, в котором предусмотрено прохождение такого вида федеральной государственной службы как правоохранительная.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки: изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Согласно подпункту 5 пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории, в том числе: земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

Как следует из материалов дела, согласно распоряжению территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю от 08.09.2004 спорные земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0400076:0016, 24:50:0400076:0017, предоставлены ответчику из земель категории «земли поселений» на праве оперативного управления федерального имущества. Согласно свидетельствам от 30.11.2004 и от 29.12.2004 о государственной регистрации права, указанные земли, находящиеся по адресу город Красноярск, улица Рокоссовского, 20, относятся к категории земель поселений.

Согласно части 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам (часть 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения (часть 2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Исходя из системного анализа указанных норм права, во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», следует, что отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в границах территорий, которые используются для обеспечения деятельности органов, предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, по своему целевому (специальному) назначению относятся к землям обороны и безопасности, в связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу, что отсутствие правового акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти об отнесении земли (включая спорные земельные участки) в пределах территории земель поселений (населенного пункта) к такой категории, как земли обороны и безопасности, не является основанием для вывода об отсутствии права на льготы.

Доводы налогового органа о том, что учреждение не относится к силам, обеспечивающим безопасность, и не является органом внутренних дел, в котором предусмотрено прохождение такого вида федеральной государственной службы как правоохранительная, суд апелляционной инстанции правомерно признал необоснованными, исходя из следующего.

Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности» силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, в том числе, Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Согласно Положению «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927 Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (пункт 1 Положения).

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации; управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска (пункт 5 Положения).

Согласно подпункту 25 пункта 8 указанного Положения МВД России осуществляет полномочия по организации кадрового обеспечения системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.1993 N 791-р Красноярская высшая школа МВД России включена в перечень федеральных образовательных учреждений МВД Российской Федерации. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.01.1999 N 153-р Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации является правопреемником Красноярской высшей школы МВД России (пункт 1 Устава учреждения, учрежденного приказом МВД России N 190 от 22.02.2007).

Учредителем Сибирского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации является Правительство Российской Федерации, полномочия от имени которого осуществляет МВД России (пункт 2 Устава учреждения).

Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации находится в непосредственном подчинении МВД России (пункт 5 Устава учреждения).

Согласно пункту 8 Устава учреждения Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации входит в систему высшего профессионального образования МВД России и осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел России.

Таким образом, учреждение входит в систему органов внутренних дел, поскольку создано для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска, а именно: осуществляет одну из функций МВД России - подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел России.

Кроме того, учреждение непосредственно выполняет задачу по охране общественного порядка, возложенную на органы внутренних дел, в силу подпунктов 9, 10 пункта 19 Типового положения о Министерстве внутренних дел, Главном управлении, Управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.10.2006 N 846, пунктов 128.12 и 138.2 Устава учреждения.

Согласно статье 7 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Согласно пункту 116 Устава учреждения, личный состав института состоит из постоянного и переменного состава. К постоянному составу относятся лица, проходящие службу в учреждении как органе внутренних дел на должности рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, а также работники (вольнонаемные), должности которых предусмотрены штатным расписанием, утвержденным МВД России (пункт 117 Устава института). К переменному составу института относятся курсанты, слушатели; студенты, адъютанты, докторанты и аспиранты, обучающиеся в институте (пункт 118 Устава). Студентами являются лица, принятые на обучение на договорной (платной) основе по программе высшего профессионального образования на общеюридический (внебюджетный) факультет института, независимо от формы обучения, в том числе сотрудники органов внутренних дел (пункт 118.3 Устава).

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» слушатели и курсанты образовательных учреждений профессионального образования (средних специальных и высших учебных заведений) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих подготовку сотрудников милиции, а также руководящий и профессорско-преподавательский состав этих учебных заведений в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым министром внутренних дел Российской Федерации, считаются находящимися на службе в милиции. Милиция согласно статье 1 указанного Закона входит в систему МВД России, к числу ее задач относится обеспечение безопасности личности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно признал, что доводы налогового органа о том, что учреждение не является органом внутренних дел, в котором предусмотрено прохождение такого вида федеральной государственной службы, как правоохранительная, не основаны на нормах права, в связи с чем пришел к правильному выводу, что спорные земельные участки, помимо общей категории (земли поселений), относятся также к такой специальной категории как земли обороны и безопасности. Следовательно, в силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации спорные земельные участки ограничены в обороте, поэтому они не признаются объектом налогообложения по земельному налогу в силу подпунктов 1, 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании налоговой инспекцией норм материального права и фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, а поскольку суд апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, оснований для переоценки выводов и, следовательно, отмены вынесенного по делу судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление от 24 сентября 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-6422/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
А.И.Скубаев
Судьи
Н.Н.Парская
М.А.Первушина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка