ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 декабря 2007 года Дело N А78-7915/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Орлова А.В.,

судей: Пущиной Л.Ю., Смоляк Л.И.,

при участии в судебном заседании:

от федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» - представители Шаманов А.В. (доверенность б/н от 09.04.2007), Красильников Б.В. (доверенность N ДТ-08/195 от 26.11.2007), от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости - представитель Олекминская Л.Е. (доверенность N 1-1-20-2630 от 22.11.2007);

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Читинский областной радиотелевизионный передающий центр» на решение от 21 мая 2007 года Арбитражного суда Читинской области, постановление от 5 сентября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-7915/2007-С2-27/2 (суд первой инстанции: Горкин Д.С.; суд апелляционной инстанции: Григорьева И.Ю., Доржиев Э.П., Рылов Д.Н.),

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее - ФГУП «РТРС») обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Читинской области (далее - Управление) о признании незаконными действий Управления по отнесению земельных участков с кадастровыми номерами 75:22:821201:0041 и 75:22:640101:0002, используемых под размещение Радиостанции N 1 и N 2, являющихся объектами связи и радиовещания, к земельным участкам, используемым под размещение эксплуатационных предприятий связи, у которых на балансе находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации).

Решением от 21 мая 2007 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 5 сентября 2007 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГУП «РТРС» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 21 мая 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 5 сентября 2007 года отменить, принять новый судебный акт.

Вопрос об отмене обжалуемых судебных актов рассматривается в связи с доводами кассационной жалобы о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, в частности правил статей 421, 422, 715, 720, 721, 779, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 7, 66, 87, 91 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, о нарушении судами норм процессуального права, а именно положений статей 6, 10, 13, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителя жалобы, кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденная Приказом Федеральной службы земельного кадастра России N П/49 от 20.03.2003 (далее - Методика государственной кадастровой оценки земель), не входит в состав этого законодательства. По спорному вопросу правовая норма, имеющая высшую юридическую силу, установлена статьей 91 Земельного кодекса Российской Федерации.

Заявитель жалобы считает, что суды непосредственно не исследовали саму Методика государственной кадастровой оценки земель, доказательства, представленные ФГУП «РТРС»; что утверждение Администрацией Читинской области конкретных величин кадастровой стоимости конкретных земельных участков, а не среднего удельного показателя стоимости одного квадратного метра земельных участков оценочных методических групп классифицируется как превышение полномочий данным органом; что договор на оказание услуг N 2/12.09 от 12.09.2002 заключен с нарушением требований действующего гражданского законодательства.

В отзывах на кассационную жалобу Управление и общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Информационно-Аналитическое Бюро» доводы кассационной жалобы отклонили, считая их несостоятельными, а принятые по делу судебные акты - законными и обоснованными, неподлежащими отмене.

В отзывах на кассационную жалобу Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Информационно-Аналитическое Бюро» доводы кассационной жалобы отклонили, считая их несостоятельными, а обжалуемый по делу судебный акт - законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Администрация Читинской области отзыв на кассационную жалобу не представила.

Представители ФГУП «РТРС» и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в судебном заседании поддержали позицию кассационной жалобы и отзыва соответственно.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, вместе с тем, своих представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что между Управлением (ранее - Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области) и ООО «Информационно-Аналитическое Бюро» 12.09.2002 заключен договор N 2/12.09 на выполнение земельно-оценочных работ по землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения Читинской области.

По результатам проведенных работ ООО «Информационно-Аналитическое Бюро» 09.02.2004 составлен отчет о государственной кадастровой оценке земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения Читинской области.

Постановлением Администрации Читинской области N 185-А/п от 26.07.2005 «Об утверждении результатов государственной оценки земель промышленности и иного специального назначения Читинской области» утверждены материалы государственной кадастровой оценки указанных земель, выполненные ООО «Информационно-Аналитическое Бюро», и согласованные с Управлением.

Заявитель, полагая, что Управлением совершены действия по отнесению земельных участков с кадастровыми номерами 75:22:821201:0041 и 75:22:640101:0002 к земельным участкам, используемым под размещение эксплуатационных предприятий связи, у которых на балансе находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения, считая эти действия несоответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими права и охраняемые законом интересы ФГУП «РТРС», обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из того, что Управлением не были совершены оспариваемые действия по определению кадастровой стоимости земельных участков, в том числе тех, на которых размещены радиорелейные станции N 1 и N 2.

Поскольку кадастровая стоимость земельных участков утверждена нормативным правовым актом - постановлением Администрации Читинской области N 185-А/п от 26.07.2005, суды в соответствии с пунктом 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 92 от 30.05.2005, указали на то, что самостоятельное оспаривание заявителем результатов оценки до оспаривания нормативно-правового акта, которым такая оценка утверждена, является преждевременным и недопустимым.

Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Выполняя требования части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно включили в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: совершения Управлением оспариваемых действий и их несоответствия (соответствия) требованиям действующего законодательства; нарушения этими действиями прав и законных интересов ФГУП «РТРС».

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (в действующей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорных земельных участков редакции) следует, что государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.

Согласно пункту 10 названных Правил (в действующей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорных земельных участков редакции) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Судами установлено, что во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 945 от 25.08.1999 «О государственной кадастровой оценке земель» и на основании указанных положений законодательства осуществлена процедура государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения на территории Читинской области и для выполнения земельно-оценочных работ по указанной категории земель Управлением на условиях договора N 2/12.09 от 12.09.2002 привлечен оценщик - ООО «Информационно-Аналитическое Бюро».

В рамках гражданско-правового обязательственного правоотношения, обусловленного договором N 2/12.09 от 12.09.2002, ООО «Информационно-Аналитическое Бюро» в ходе процедуры государственной кадастровой оценки земельных участков и произведены действия по отнесению земельных участков с кадастровыми номерами 75:22:821201:0041 и 75:22:640101:0002 к земельным участкам, используемым под размещение эксплуатационных предприятий связи, у которых на балансе находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения.

Результаты государственной кадастровой оценки земель по представлению Управления утверждены Администрацией Читинской области Постановлением N 185-А/п от 26.07.2005.

Учитывая изложенное, суды обоснованно указали, что Управлением оспариваемые заявителем действия не совершены, и что оснований для исследования и оценки законности гражданско-правовых действий ООО «Информационно-Аналитическое Бюро» по исполнению обязательства, обусловленного договором N 2/12.09 от 12.09.2002, а также действующего Постановления Администрации Читинской области N 185-А/п от 26.07.2005, с учетом заявленного требования по настоящему делу у суда не имеется.

Более того, как установлено судами, на момент обращения ФГУП «РТРС» в арбитражный суд с настоящим заявлением результаты государственной кадастровой оценки спорных земельных участков утверждены Постановления Администрации Читинской области N 185-А/п от 26.07.2005, следовательно, получили статус обязательного характера. В связи с чем, суды правомерно указали на правовую невозможность оспаривания данных результатов отдельно без оспаривания указанного акта государственного органа.

При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения заявленных ФГУП «РТРС» требований у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.

Ссылки заявителя жалобы на положения статей 421, 422, 715, 720, 721, 779, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежащие применению при рассмотрения настоящего дела с учетом заявленного ФГУП «РТРС» требования, не принимаются судом кассационной инстанции.

Доводы ФГУП «РТРС» о нарушении судами положений статей 6, 10, 13, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при производстве в суде кассационной инстанции не подтвердились.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы, которым судами первой и апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, повторно рассмотрены арбитражным судом округа и отклонены как несостоятельные и не влияющие на правильность принятых по делу судебных актов.

Таким образом, по результатам кассационного производства по настоящему делу Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены решения от 21 мая 2007 года и постановления апелляционной инстанции от 5 сентября 2007 года.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции относятся на ФГУП «РТРС».

Поскольку при подаче кассационной жалобы государственная пошлина уплачена заявителем в большем размере, чем это предусмотрено подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная сумма государственной пошлины в размере 1 000 рублей подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 названного Кодекса.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 21 мая 2007 года Арбитражного суда Читинской области и постановление от 5 сентября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-7915/2007-С2-27/2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Читинский областной радиотелевизионный передающий центр» излишне уплаченную по платежному поручению N 1528 от 26.10.2007 государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
А.В.Орлов
А.В.Орлов
Судьи
Л.Ю.Пущина
Л.И.Смоляк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка