ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 декабря 2007 года Дело N А78-2180/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Некрасовой Н.В.,

судей: Васиной Т.П., Попова О.А.,

при участии в судебном заседании:

от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Читинской области - Ознобихина Л.Ю. (доверенность N13-14-15 от 15.01.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Читинской области на решение Арбитражного суда Читинской области от 4 сентября 2007 года по делу N А78-2180/2007 (суд первой инстанции: Стремецкая Т.Ф.),

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Читинское протезно-ортопедическое предприятие» (далее - ФГУП «Читинское протезно-ортопедическое предприятие») обратилось в Арбитражный суд Читинской области с иском к государственному учреждению «Читинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» и Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 3 762 801 рубль 47 копеек.

До принятия решения истец неоднократно уточнял размер исковых требований. В окончательном виде просил взыскать 3 592 975 рублей 79 копеек. Уточнения судом приняты.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Фонд социального страхования Российской Федерации.

Решением от 4 сентября 2007 года исковые требования были удовлетворены. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФГУП «Читинское протезно-ортопедическое предприятие» взыскано 3 592 975 рублей 79 копеек.

Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Читинской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебный акт отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, основанием возникновения обязательства является договор, в котором Министерство финансов Российской Федерации не является стороной, в связи с чем обязанностей у Министерства финансов Российской Федерации не возникло. Заявитель полагает, что вывод суда о том, что убытки ФГУП «Читинское протезно-ортопедическое предприятие» причинены неправомерными действиями государственных органов, является необоснованным. Кроме того, заявитель указал на то, что Министерство финансов Российской Федерации не может выступать ответчиком от имени казны Российской Федерации по данной категории дел.

ГУ «Читинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение первой инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Читинской области поддержал доводы кассационной жалобы.

Как усматривается из материалов дела, основанием для предъявления иска указаны следующие обстоятельства.

По результатам открытого конкурса, проведенного 12 января 2006 года, между ГУ «Читинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» (государственный заказчик) и ФГУП «Протезно-ортопедическое предприятие» (исполнитель (поставщик)), 10 февраля 2006 года заключен государственный контракт N 07/048 по обеспечению лиц, согласно индивидуальной программы реабилитации нуждающихся в протезно-ортопедической помощи, имеющих группу инвалидности, и отдельных граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 государственного контракта государственный заказчик обязуется на основании заявления, индивидуальной программы реабилитации, акта медико-технической комиссии и наличия в регистре ПРФ, выдать инвалиду направление на изготовление у поставщика протезно-ортопедического изделия.

После получения уведомления Поставщика о принятии заказа на изготовление протезно-ортопедического изделия в соответствии с направлением, государственный заказчик производит предоплату в размере 30% от стоимости изделия.

Окончательный расчет согласно пункту 3.2 государственного контракта производится ежемесячно, в течение семи банковских дней с момента предъявления поставщиком счетов-фактур, копий актов медицинской комиссии, акта приема-передачи ПОИ, калькуляции стоимости ПОИ и государственного заказа, с учетом ранее выплаченного аванса.

Срок действия государственного контракта установлен с 10.02.2006 до 31.12.2006 (пункт 8.1 государственного контракта).

Виды, количество и цена протезно-ортопедических изделий согласованы сторонами по сделке в приложении N 1 к государственному контракту.

По счетам, предъявленным по состоянию на 01.01.2007, задолженность значилась 3 182 599 рублей 40 копеек, в том числе 3 075 162 рубля 32 копейки по изделиям, выданным инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, и 107 437 рублей 08 копеек задолженность по изделиям, выданным пострадавшим в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний.

По счетам, предъявленным в январе 2007 года за изделия, изготовленные по государственному контракту N 07/048, задолженность составила 580 202 рубля 07 копеек, в том числе 555 316 рублей 15 копеек по изделиям, выданным инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов и 24 885 рублей 52 копейки задолженность по изделиям, выданным пострадавшим в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний

Полагая, что у ответчика имеется задолженность в сумме 3 592 975 рублей 79 копеек, истец обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из положений статьей 15, 16, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем ответчик обязан за счет средств казны Российской Федерации компенсировать убытки истца, причиненные недостаточным выделением денежных средств для покрытия расходов истца.

Изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральным законом от 21 января 1995 N5-ФЗ «О ветеранах» не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению данных законов.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждена Приказом Минздравсоцразвития России 29.11.2004 N 287.

На истца как на коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.

Осуществление мер социальной поддержки, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, гарантируется государством и, следовательно, является расходным обязательством Российской Федерации, что указано и в статье 10 Федерального закона «О ветеранах» и в преамбуле Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 877 утверждены Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), которые установили обязательные для исполнения условия предоставления технических средств реабилитации.

Согласно пункту 17 постановления Правительства Российской Федерации N 877 от 31.12.2005 финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по обеспечению инвалидов, ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями возложена законодательством на Фонд социального страхования Российской Федерации.

Отношения по обеспечению инвалидов техническими средствами являются публично-правовыми обязательствами Российской Федерации, по которым исполнительные органы Фонда социального страхования отвечают только в пределах объемов выделенных средств из федерального бюджета.

Принимая Федеральный закон от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», государство не отменяло и не приостанавливало действия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона «О ветеранах», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

В результате предоставления упомянутой льготы истцом недополучено 3 592 975 рублей 79 копеек. Данные расходы истца, понесенные в связи с обеспечением инвалидов техническими средствами, суд первой инстанции обоснованно квалифицированы как убытки.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Компенсация расходов, понесенных истцом предусмотрена Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральным законом «О ветеранах», поэтому обязанность надлежащего ответчика компенсировать эти расходы возникла из названных законов, а не из договора.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

На основании вышеизложенного доводы заявителя кассационной жалобы являются незаконными и необоснованными.

При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Читинской области правильно удовлетворил исковые требования ФГУП «Читинское протезно-ортопедическое предприятие» о взыскании убытков за счет средств федерального бюджета в связи с исполнением истцом федеральных законов.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, дал им оценку и не допустил нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы необоснованны.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Читинской области от 4 сентября 2007 года по делу N А78-2180/2007 следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

При подаче кассационной жалобы, заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания кассационного производства по делу. В удовлетворении кассационной жалобы отказано. За рассмотрение дела в суде кассационной инстанции с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Читинской области в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1 000 рублей на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Читинской области от 4 сентября 2007 года по делу N А78-2180/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Читинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.

Арбитражному суду Читинской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Н.В.Некрасова
Судьи
Т.П.Васина
О.А.Попов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка