ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 декабря 2007 года Дело N А33-4705/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Кадниковой Л.А., судей: Пущиной Л.Ю., Смоляк Л.И., при участии в судебном заседании представителей:

Администрации города Красноярска - Бочкарёва О. Н. (доверенность от 09.01.2007 N 01-02),

Департамента транспорта администрации г. Красноярска - Турусиной С.В. (доверенность от 29.08.2007),

Прокуратуры Иркутской области - Акуловой Л.К. (удостоверение N 110345),

индивидуальных предпринимателей Злобина Ю.Н., Гаппель П.П. - Шипковской Т.Ю. (доверенность от 15.03.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Администрации города Красноярска, Департамента транспорта администрации г. Красноярска на решение от 24 сентября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4705/2007 (суд первой инстанции: Чурилина Е.М., Шайхутдинов Е.М., Иванова Е.А.), установил:

Индивидуальные предприниматели Гаппель Петр Петрович, Иванов Александр Петрович, Злобин Юрий Николаевич обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Красноярского края (далее - Администрация) о признании недействующим в части нормативного правового акта - Положения о порядке и условиях конкурсного отбора перевозчиков на осуществление перевозок пассажиров по регулярным городским маршрутам, утверждённого постановлением Администрации г. Красноярска от 06.10.2006 N 828.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечён департамент транспорта администрации г. Красноярска.

Решением суда первой инстанции от 24 сентября 2007 года заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействующими в части пункты 1.1., 4.1., 5.3., полностью пункт 1.5.2., второй абзац пункта 3.1., разделы I, II, III, IV, VI Приложения к Положению «Критерии оценки претендентов на обслуживание маршрута».

В кассационных жалобах администрация города Красноярска, департамент транспорта администрации г. Красноярска ставят вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям не применения части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильного применения Федерального закона «О защите конкуренции», статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 04.12.2007 представители администрации г. Красноярска, департамента транспорта администрации г. Красноярска поддержали доводы кассационных жалоб.

Представитель индивидуальных предпринимателей Злобина Ю.Н., Гаппель П.П. считает судебный акт законным и обоснованным, представлен отзыв.

Представитель прокуратуры считает судебный акт законным и обоснованным, представлен отзыв.

Индивидуальный предприниматель Иванов А.П. о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещён надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направил, поэтому кассационные жалобы рассматриваются без его участия.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 06.12.2007. После перерыва присутствуют представители администрации г. Красноярска, прокуратуры.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права и исходя из доводов кассационных жалоб и отзывов относительно жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебного акта.

Как установлено материалами дела, администрация г. Красноярска постановлением от 06.10.2006 N 828 утвердила Положение о порядке и условиях конкурсного отбора перевозчиков на осуществление перевозок пассажиров по регулярным городским маршрутам» (далее - Положение) (Приложение N 1 к постановлению) с Приложением к нему «Критерии оценки претендентов на обслуживание маршрута».

Текст постановления и приложения к нему опубликованы в издании «Городские новости» 18.10.2006 за номером 124.

Индивидуальные предприниматели Гаппель П.П., Иванов А.П., Злобин Ю.Н., (далее - предприниматели) считая, что пункты 1.1., 3.1., 4.1., 5.3. Положения в оспариваемой части, пункты 1.5.2., 1.5.3. полностью, а также разделы I, II, III, IV, VI Приложения к Положению «Критерии оценки претендентов на обслуживание маршрута» противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе, Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», Федеральному закону «О защите конкуренции», Закону Красноярского края «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае», Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденному приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, нарушают их права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них дополнительные обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим в части Положения.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в том числе, организация транспортного обслуживания населения.

Согласно пункту 1.1. Положения о порядке и условиях конкурсного отбора перевозчиков на осуществление перевозок пассажиров по регулярным городским маршрутам» целью конкурсного отбора перевозчиков пассажиров регулярных городских маршрутов является отбор перевозчиков, способных обеспечить безопасные и качественные условия перевозки пассажиров, имеющих в достаточном количестве трудовые ресурсы, подвижной состав городского класса, производственную базу для получения права на обслуживание пассажиров на конкретном (отдельном) регулярном городском маршруте.

Согласно пункту 4.1. Положения к участию в конкурсе допускаются перевозчики, имеющие в достаточном количестве соответствующий требованиям технических, санитарных и экологических норм подвижной состав, трудовые и материально- технические ресурсы, необходимые для обслуживания пассажиров на конкретном маршруте в полном объёме, готовые реализовать своё право на осуществление перевозок пассажиров по регулярным городским маршрутам и заключить по итогам конкурсного отбора договор (соглашение) с организатором пассажирских перевозок о взаимных обязательствах по обеспечению безопасными и качественными перевозками пассажиров на регулярном городском маршруте.

Согласно пункту 5.3 Положения не допускаются к отбору претенденты:

- не имеющие достаточного количества подвижного состава и трудовых ресурсов для полного выполнения запланированных рейсов на маршруте;

- не представившие в конкурсную комиссию необходимые документы;

- сообщающие о себе ложные сведения;

- находящиеся в стадии ликвидации или проведения процедуры банкротства.

Суд первой инстанции правомерно признал недействующими:

- пункт 1.1. в части указания на достаточное количество трудовых ресурсов и городской класс подвижного состава;

- пункт 4.1. в части указания на достаточное количество подвижного состава, трудовых и материально-технических ресурсов, полный объём обслуживания пассажиров на конкретном маршруте, готовность перевозчиков заключить по итогам конкурсного отбора договор (соглашение) с организатором пассажирских перевозок о взаимных обязательствах по обеспечению безопасными и качественными перевозками пассажиров на регулярном городском маршруте;

- пункт 5.3 в части указания на достаточное количество подвижного состава и трудовых ресурсов, полное выполнение запланированных рейсов на маршруте.

Пункты 1.1., 4.1, 5.3 в указанных частях противоречат нормам действующего законодательства.

Статьёй 7 Закона Красноярского края «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае» от 22.12.1998 N 5-230 (далее - Закон N 5-230) предусмотрено право органов местного самоуправления проводить в необходимых случаях конкурсы на осуществление перевозок пассажиров, в том числе с целью определения количества транспортных средств для обслуживания маршрутов. При этом ограничение на количество транспортных средств устанавливается при недостаточной пропускной способности дорог, остановочных пунктов, автовокзалов, автостанций и по другим основаниям, обусловливающим безопасность дорожного движения. Согласно данной статье органы местного самоуправления полномочны устанавливать количество транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров по маршруту, а не количество перевозчиков, работающих на маршруте.

Согласно статье 13 Закона N 5-230 перевозчик имеет право принимать участие в конкурсах на осуществление пассажирских перевозок. Каких-либо ограничений на участие в конкурсе, связанных с количеством имеющихся у перевозчиков трудовых ресурсов либо транспортных средств названным Законом не предусмотрено. Также не установлены действующим законодательством критерии, согласно которым возможно определение достаточного (либо недостаточного) количества трудовых ресурсов, транспортных средств.

Обязанность по выбору типа и марки автобусов в зависимости от вида перевозок с учётом дорожных и погодно - климатических условий, возложена на владельцев автобусов ( пункты 5.2, 5.2.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2).

Из смысла статьи 8 Закона N 5-230 следует, что договоры заключаются с перевозчиками, победившими в конкурсе на выполнение краевых и муниципальных программ пассажирских перевозок. Перевозчики, осуществляющие коммерческие перевозки по регулярным маршрутам, согласовывают с соответствующим органом маршрут, график и расписание движения, что является достаточным условием для осуществления перевозок (статьи 7, 9, 12 Закона N 5-230).

В соответствии со статьёй 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Следовательно, заключение договора об организации и осуществлении пассажирских перевозок возможно только в случае однозначного и безусловного выраженного желания всех участников договора.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал пункты 1.1., 4.1, 5.3 в указанных частях недействующими.

Согласно пункту 1.5.2. Положения конкурсный отбор перевозчиков производится в случаях досрочного расторжения в установленном порядке договоров (соглашений) с перевозчиками либо отзыва согласования маршрута с расписания по причине:

- предоставления перевозчиком не соответствующих требованиям по обеспечению безопасности и качества перевозок пассажиров;

- систематическое невыполнение перевозчиками своих обязанностей;

- превышения установленного предельного количества одновременно работающих автобусов на маршруте;

- несоответствия имеющегося подвижного состава виду перевозок (городские перевозки) и пассажировместимости, установленной организатором пассажирских перевозок.

Согласно пункту 3.1 конкурс объявляется организатором пассажирских перевозок в городе не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурса. Информация о проведении конкурсного отбора размещается в газете «Городские новости» и на официальном сайте администрации города в сети Интернет. Приём заявок осуществляется в течение 30 календарных дней со дня опубликования информации о конкурсе в газете «Городские новости».

Организатор пассажирских перевозок информирует перевозчика (ов), обслуживающего (их) маршрут, о сроке прекращения действия согласования обслуживаемого маршрута и расписания маршрута не позднее 30 дней до даты проведения конкурса.

Суд первой инстанции правомерно признал недействующими пункт 1.5.2. и абзац 2 пункта 3.1., поскольку Закон Красноярского края «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае» от 22.12.1998 N 5-230, Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» не предоставляют организаторам пассажирских перевозок полномочий по отзыву согласования маршрута или расписания движения транспортных средств независимо от наличия каких-либо причин для этого. Невозможность отзыва согласованного ранее маршрута и расписания свидетельствуют об отсутствии оснований для информирования перевозчиков со стороны организатора пассажирских перевозок о сроке прекращения действия согласования.

К числу критериев оценки претендентов на обслуживание маршрута, изложенных в Приложении к Положению о порядке и условиях конкурсного отбора, отнесены такие критерии: наличие производственных площадей, наличие подвижного состава, качество и срок работы перевозчика на рынке, безопасность движения и охрана труда, кадры. Эти критерии позволяют определить претендентов на победу в конкурсе, имеющих достаточное количество трудовых ресурсов и городской класс подвижного состава, способных выполнить полный объём обслуживания пассажиров на конкретном маршруте, готовых заключить договор (соглашение) с организатором пассажирских перевозок о взаимных обязательствах по обеспечению безопасными и качественными перевозками пассажиров на регулярным городском маршруте. Названные критерии находятся в причинной связи с пунктами 1.1, 4.1, 5.3 Положения, поскольку раскрывают их содержание и, следовательно, признание пунктов 1.1, 4.1, 5.3 частично недействующими правильно позволили суду признать разделы I, II, III, IV, VI Критерии оценки претендентов на обслуживание маршрута также недействующими.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал недействующими в части пункты 1.1, 4.1, 5.3, полностью пункты 1.5.2, второй абзац пункта 3.1, разделы I, II, III, IV, VI Критерии оценки претендентов на обслуживание маршрута.

Довод заявителей кассационных жалоб о неправомерности вывода суда о несоответствии пунктов 1.1, 4.1, 5.3 нормам, изложенным в Законе Красноярского края «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае» от 22.12.1998 N 5-230 и Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», проверен, однако учтён быть не может.

Указанные Законы не устанавливают каких либо ограничений для перевозчиков, участвующих в конкурсе, связанных с количеством имеющихся у перевозчиков ресурсов либо транспортных средств. Конкурс на осуществление перевозок по регулярным городским маршрутам должен проводиться органами местного самоуправления на общих для всех перевозчиках условиях. Установление таких условий как наличие достаточного количества трудовых ресурсов, подвижного состава городского класса противоречит названным Законам, ограничивает допуск хозяйствующих субъектов на участие в конкурсе и как следствие, ограничивает их доступ на рынок услуг по перевозке пассажиров. Кроме того, пункты Положения в оспариваемой части содержат неопределённые формулировки такие как - в достаточном количестве, в полном объёме, что позволяет организатору конкурсного отбора произвольно определять критерии допуска хозяйствующих субъектов к участию в конкурсе.

Не нашёл подтверждение и довод заявителей кассационных жалоб о неправильном применении статьи 421 ГК РФ.

Как видно из Положения, одним из условий допуска к участию в конкурсе является готовность перевозчиков по итогам конкурсного отбора заключить договор (соглашение) с организатором пассажирских перевозок. Данное условие противоречит статье 421 ГК РФ, поскольку обязанность заключить договор в этом случае не предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Красноярского края N 5-230 и с учётом того, как оно сформулировано в Положении, не является добровольно принятым обязательством.

Другие доводы заявителей кассационных жалоб также не могут быть учтены, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств дела и были предметом правильной оценки суда первой инстанции.

При таких условиях суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24 сентября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4705/2007 оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Судьи
Л.А.Кадникова
Л.Ю.Пущина
Л.И.Смоляк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка