ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2007 года Дело N А19-4888/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,

судей: Белоножко Т.В., Евдокимова А.И.,

при участии в судебном заседании представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска - Яниной И.А., доверенность от 02.04.2007 N08/6046, предпринимателя Саакова Г.Р., паспорт 25 97 060148 выдан Ленинским РУВД г.Иркутска 20.06.98,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2007 года по делу N А19-4888/07-40 (суд первой инстанции: Калашникова Т.А.),

установил:

Индивидуальный предприниматель Сааков Г.Р. (далее - налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска (далее - налоговая инспекция) N 05-14/62 от 22.02.2007 в части:

- подпункта «а» пункта 2 по взысканию штрафа по налогу на доходы в размере 4 826 рублей 60 копеек, по единому социальному налогу в размере 3 681 рубль 01 копейка, по налогу на добавленную стоимость в размере 18 993 рубля 80 копеек;

- пункта 3.1 по предложению уплатить налоговые санкции в размере 27 501 рубль 41 копейка;

- подпункта «а» пункта 3.1 по предложению уплатить доначисленные налоги в сумме 258 158 рублей 09 копеек, в том числе налог на доходы - 28 871 рубль, единый социальный налог - 23 399 рублей 09 копеек, налог на добавленную стоимость - 205 888 рублей;

- подпункта «б» пункта 3.1 по предложению уплатить пени, начисленных в связи с несвоевременной уплатой налогов, в размере 107 891 рубль 68 копеек, в том числе по налогу на доходы - 7 246 рублей 87 копеек, по единому социальному налогу - 6 172 рубля 07 копеек, по налогу на добавленную стоимость - 94 472 рубля 74 копейки.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2007 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, решение суда вынесено по неполно исследованным обстоятельствам дела, судом не исследованы материалы выездной налоговой проверки, факт перерегистрации налогоплательщика учтен в качестве факта первоначальной регистрации индивидуального предпринимателя.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения..

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов за период 2003-2004 годы, по результатам которой составлен акт N 05-14/62 от 29.09.2006.

На основании данного акта должностным лицом налоговой инспекции 22.02.2007 вынесено решение N 05-14/62 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Считая, что данное решение не соответствует нормам материального права, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговой инспекцией не доказано занижение налоговой базы по ЕСН, НДФЛ и НДС за проверяемый период, так как налоговым органом не представлены первичные документы (договоры, счета-фактуры, платежные документы), отраженные в приложениях NN 1 и 2 оспариваемого предпринимателем решения. Налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя только 07.12.2004, в связи с чем не мог совершить налоговые правонарушения в налоговом периоде 2003 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда преждевременными и основанными на неполно выясненных обстоятельствах дела.

В соответствии со статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Исходя из пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Пунктом 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Исходя из пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

По нормам пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с оспариваемым предпринимателем решением основаниями для доначисления налога на доходы и взыскания налоговых санкций по НДФЛ послужили завышение суммы дохода от предпринимательской деятельности за 2003 год в сумме 94 481 рубль 02 копейки, занижение суммы дохода от предпринимательской деятельности за 2004 год в сумме 41 099 рублей, завышение суммы профессиональных налоговых вычетов за 2003 год в сумме 132 321 рубль 40 копеек, за 2004 год - в сумме 145 237 рублей.

Основаниями для доначисления ЕСН и налоговых санкций по ЕСН послужили занижение налоговой базы по ЕСН за 2003 год в размере 37 840 рублей 38 копеек, за 2004 год в размере 186 336 рублей.

Основаниями для доначисления НДС и взыскания налоговых санкций по НДС послужили завышение суммы налоговых вычетов за 2 квартал 2003 года на 60 142 рубля, за 3 квартал 2003 года на 30 500 рублей, за 4 квартал 2003 года на 20 277 рублей, за 1 квартал 2004 года на 19 366 рублей, за 2 квартал 2004 года на 49 979 рублей; занижение налоговой базы по НДС по неучтенным суммам авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, за 1 квартал 2004 года на 36 966 рублей, за 2 квартал 2004 года на 120 306 рублей, за 3 квартал 2004 года на 162 000 рублей.

В соответствии с актом проверки предпринимателем документально не подтверждены расходы за 2003 год в сумме 36 378 рублей 62 копейки, за 2004 год в сумме 209 376 рублей 86 копеек (приложение N 3), в результате чего занижена налогооблагаемая база по НДФЛ и ЕСН. За 2003 год занижена сумма НДС в размере 111 000 рублей, в связи с образовавшимся завышением налоговых вычетов из-за непринятия к вычетам сумм НДС по счетам-фактурам N 145 от 17.12.2003, N 2 от 14.09.2003, по расходным документам, по которым налогоплательщиком не представлены счета-фактуры (приложение N 1). За 2004 год занижена сумма НДС в размере 94 967 рублей 77 копеек, что установлено в связи с несоответствием размера налогооблагаемой базы по декларациям и размера налогооблагаемой базы по выписке из расчетного счета (приложение N 2), при проведении проверки не приняты к вычетам суммы НДС по счетам-фактурам N 28 от 23.04.2004, N 4 от 19.01.2004, N 20 от 15.03.2004, по расходным документам, по которым не представлены счета-фактуры (приложение N 3).

Налоговой инспекцией в материалы дела представлены первичные документы по реализации и первичные расходные документы за 2003-2004 годы, счета-фактуры за этот же период (т.т. 2 и 3 дела), которые судом первой инстанции не исследованы.

Таким образом, суд не оценил представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем вывод суда о том, что инспекцией не доказаны факты правонарушений со стороны предпринимателя, не соответствует материалам дела.

Также не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод суда по дате регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя 07.12.2004, так как в материалах дела имеется выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 01.02.2007, согласно которой Сааков Г.Р. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 14.05.2003.

При таких обстоятельствах, решение суда вынесено по неполно исследованным обстоятельствам дела, что в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для его отмены, и направления дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать представленные сторонами доказательства и дать им надлежащую оценку.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2007 года по делу N А19-4888/07-40 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Судьи
Т.А.Брюханова
Т.В.Белоножко
А.И.Евдокимов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка