ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2007 года Дело N А74-1959/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Смоляк Л.И.,

судей: Гуменюк Т.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании представителя прокуратуры Республики Хакасия Гончаренко С.Ю. (удостоверение N 89447),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мельниковой Фаины Фадеевны на решение от 29 октября 2007 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1959/2007 (суд первой инстанции: Сидельникова Т.Н., Каспирович Е.В., Хабибулина Ю.В.)

установил:

Индивидуальный предприниматель Мельникова Фаина Фадеевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Абакана (далее - Администрация), Мэру города Абакана о признании недействующими постановления Мэра города Абакана от 18.05.2007 N 902 «О внесении изменений в Правила работы мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана» (далее - постановление от 18.05.2007 N 902), постановления от 04.06.2007 N 1026 «О внесении изменений и дополнений в Правила работы мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана» (далее - постановление от 04.06.2007 N 1026), распоряжения Мэра города Абакана от 18.05.2005 N 216р «О комиссии по принятию решений о размещении объектов передвижной мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана» (далее - распоряжение от 18.05.2005 N216р).

Решением суда первой инстанции от 29 октября 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано, оспариваемые нормативные правовые акты признаны соответствующими требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 «О свободе торговли» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65).

Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить по мотивам неправильного применения судом норм материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы считает оспариваемые нормативные правовые акты не соответствующими статье 34 Конституции Российской Федерации, статье 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

По мнению заявителя жалобы, органы местного самоуправления не вправе ограничивать или устанавливать запреты хозяйствующим субъектам в осуществлении видов их деятельности.

Заявитель полагает, что оспариваемые правовые акты, содержащие требования о получении разрешения на размещение объектов мелкорозничной торговой сети, выдаваемого комиссией по принятию решений о размещении объектов передвижной мелкорозничной торговой сети на территории г. Абакана (далее - Комиссия по принятию решений), ограничивают её права индивидуального предпринимателя.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация города Абакана с приведенными доводами не согласна, ссылается на отсутствие оснований считать оспариваемые нормативные правовые акты не соответствующими законодательству Российской Федерации и Республики Хакасия, в связи с чем просит оставить судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Предприниматель ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, Администрация и Мэр города Абакана своих представителей в судебное заседание не направили. Учитывая, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие названных лиц не имеется, кассационная жалоба рассматривается без их участия. Представитель прокуратуры в судебном заседании просила оставить судебный акт без изменения, полагая оспариваемые акты соответствующими действующему законодательству.

В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 11.12.2007 до 13.12.2007 до 11 часов 00 минут.

Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мельникова Фаина Фадеевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, с основным видом деятельности, обозначенным в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - розничная торговля в палатках и на рынках.

17.05.2005 Мэром города Абакана издано постановление N 859 «Об утверждении правил работы мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана» (далее - Правила). Названное постановление и Правила (приложение N 1 к постановлению от 17.05.2005 N 859) опубликованы в газете «Абакан» N 53 за 20.05.2005.

В пункте 1.4 Правил к мелкорозничной торговой сети отнесены стационарная торговая сеть (киоски, павильоны) и передвижная мелкорозничная сеть (трейлеры, тележки, автолавки, лотки, корзины, автоцистерны, палатки и иные специализированные приспособления).

Постановлением Мэра города Абакана от 18.05.2007 года N 902 редакция пункта 1.4 Правил изменена, из перечня объектов передвижной мелкорозничной сети исключены трейлеры. Указанное постановление опубликовано в газете «Абакан» N 20 за 23-29.05. 2007.

В силу пункта 1.5 Правил торговля через передвижную мелкорозничную торговую сеть разрешена только в отведённых местах: на организованных территориях городских рынков, мини-рынках, на ярмарках и других организованных мероприятиях с палаток, трейлеров, автолавок, автоцистерн, тележек, лотков, корзин и другого специального оборудования.

Запрещены выкладка и продажа товаров с коробок, ящиков или другой тары на тротуаре, земле, деревьях, парапетах и деталях зданий, на проезжей части улиц, газонах, территориях, прилегающих к зданиям, где располагаются государственные органы и органы местного самоуправления, историко-архитектурные и скульптурные памятники, детские учреждения.

Пунктом 1.6 Правил предусмотрено, что места размещения передвижной мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана утверждает Комиссия по принятию решений.

Постановлением Мэра города Абакана от 04.06.2007 N 1026 пункт 1.6 дополнен абзацем 2, в соответствии с которым размещение на улицах, площадях, парках и скверах, в иных общественных местах объектов мелкорозничной торговой сети (павильонов, палаток, киосков, прилавков, транспортных средств и т.д.) осуществляется на основании разрешения, решение о выдаче которого принимает Комиссия по принятию решений.

Этим же постановлением в пункте 1.2 Правил скорректирован перечень лиц, на которых распространяются Правила, в него включены юридические лица независимо от организационно-правовой формы, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и иные лица, осуществляющие мелкорозничную торговлю на территории города Абакана.

До указанной даты в перечень входили юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Постановление Мэра города Абакана от 04.06.2007 N 1026 опубликовано в газете «Абакан» N 22 за 06 - 12.07.2007.

Согласно пункту 1.7 Правил состав и Положение о работе комиссии по принятию решений утверждаются распоряжением Мэра города Абакана.

18.05.2005 Мэром города Абакана издано распоряжение N 216р «О Комиссии по принятию решений о размещении объектов передвижной мелкорозничной торговой сети на территории г. Абакана», которым утвержден состав Комиссии по принятию решений (приложение N1) и Положение о Комиссии по принятию решений о размещении объектов передвижной мелкорозничной торговой сети на территории г. Абакана (приложение N 2).

Распоряжение Мэра города Абакана от 18.05.2005 года N 216р с приложениями N1, 2 официально опубликовано в газете «Абакан» N 22 за 06-12.06.2007.

Индивидуальный предприниматель Мельникова Ф.Ф., полагая, что постановления от 18.05.2007 N 902 и от 04.06.2007 N 1026, а также распоряжение от 18.05.2005 N 216р приняты с нарушением пункта 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65, и нарушают её право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в силу того, что содержат требование о наличии разрешения на торговлю, обратилась в суд с вышеуказанным заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют Конституции Российской Федерации, Гражданскому Кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 «О свободе торговли».

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Республики Хакасия соответствующими фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и основанными на правильном применении норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом при рассмотрении дела правильно определено, что оспариваемые постановления и распоряжения, принятые Мэром г. Абакана и опубликованные для всеобщего сведения, являются нормативными правовыми актами, поскольку содержат правовые нормы, рассчитанные на неоднократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц.

В соответствии с абзацем вторым части 1, частью 2 статьи 37, частью 2 статьи 39, частями 1, 6 статьи 34, пунктом 4 части 1 статьи 35 Устава города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 28.12.2005 N 222 (в редакции решений от 08.11.2006 N 312, от 30.05.2007 N 383, далее - Устав города Абакана) Мэр города Абакана является высшим должностным лицом, наделённым полномочиями на решение вопросов местного значения, возглавляет Администрацию города Абакана и руководит Администрацией на принципе единоначалия.

Аналогичная структура органов местного самоуправления и должностных лиц была предусмотрена в статье 45 главы 6 Устава города Абакана 1996 года.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, пункта 3 статьи 45 Устава города Абакана, пункта 10 статьи 52 Устава города Абакана 1996 года к вопросам местного значения отнесены создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли, в целях решения которых Администрация города Абакана координирует работу рынков, предприятий торговли, организует ярмарки и базары, торговое обслуживание общегородских мероприятий, организует контроль за соблюдением правил торговли и санитарным состоянием мест торговли, размещает в установленном порядке на территории города предприятия торговли, определяет места уличной мелкорозничной торговли.

Согласно пункту 3 части 1, частям 4, 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, частям 1-3 статьи 38 Устава города Абакана, пунктам 1-3 статьи 43 Устава города Абакана 1996 года постановления главы местной администрации входят в систему муниципальных правовых актов и по своему содержанию и статусу относятся к категории нормативных правовых актов; Мэр города Абакана как глава муниципального образования и местной администрации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые подписываются наименованием должности - Мэр города Абакана.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые постановления от 18.05.2007 N 902, от 04.06.2007 N 1026 и распоряжение от 18.05.2005 N 216р приняты Мэром города Абакана в пределах предоставленных ему полномочий.

Как следует из содержания статьи 34 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, данные нормы не содержат каких-либо ограничений предпринимательской деятельности.

Пунктом 1 Указа «О свободе торговли» предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами, проездными билетами и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.

Согласно пункту 4 названного Указа предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведённых органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений.

Из анализа приведенных правовых норм суд сделал правильное суждение о том, что законодатель, устанавливая нормы о свободе торговли, предполагает и ограничения, связанные с местом осуществления торговой деятельности.

Содержание ограничения состоит в осуществлении торговли в местах, отведённых органами исполнительной власти, функции которых на местах осуществляют органы местного самоуправления, а также в недопустимости торговли на проезжей части улиц, на станциях метрополитена, в аэропортах, на пассажирских судах и поездах, вокзалах, территориях, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, в детских дошкольных и школьных учреждениях.

В связи с изложенным довод заявителя об отсутствии законодательных ограничений на осуществление торговой деятельности не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции ввиду его несоответствия пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 .

Частью 3 статьи 45 Устава города Абакана, пунктом 10 статьи 52 Устава города Абакана 1996 года определение мест уличной мелкорозничной торговли включено в перечень полномочий Администрации города Абакана.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что анализ содержания распоряжения от 18.05.2005 N 216р, вводной части постановления от 17.05.2005 N 859 «Об утверждении Правил работы мелкорозничной торговой сети на территории г.Абакана», пунктов 1.6, 1.7 Правил свидетельствует, что распоряжение принято в рамках организации работы Администрации города Абакана по определению мест уличной мелкорозничной торговли и упорядочению размещения таких объектов, в целях реализации постановления Мэра города Абакана от 17.05.2005 N 859.

В пункте 2 Положения о Комиссии по принятию решений (приложение N 2) Комиссия уполномочена принимать решения о целесообразности и условиях размещения объектов передвижной мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана (частичное благоустройство мест торговли, заключение краткосрочного договора аренды земельного участка и т.д.), утверждать места размещения передвижной мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что перечень полномочий Комиссии по принятию решений и порядок принятия ею решений подчинены цели создания Комиссии, направлены на реализацию полномочий Администрации города Абакана как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в сфере организации торговли и отвечают содержанию пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 в части указания на торговлю в местах, отведённых органами исполнительной власти.

Как установлено судом первой инстанции, заявитель не использует в своей предпринимательской деятельности трейлер в качестве объекта передвижной мелкорозничной торговой сети, в связи с чем постановление от 18.05.2007 N 902 об исключении из пункта 1.4 Правил работы мелкорозничной торговой сети слова «трейлеры» и об исключении из перечня объектов передвижной мелкорозничной сети трейлеров не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Изменения в пункты 1.2, 1.6 Правил, внесённые постановлением от 04.06.2007 N1062, касаются субъектного состава лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, и порядка размещения на улицах, площадях, в парках и скверах, в иных общественных местах объектов мелкорозничной торговой сети - павильонов, палаток, киосков, прилавков, транспортных средств и т.д.

Изменения субъектного состава лиц, на которых распространяется действие Правил, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку индивидуальные предприниматели были включены Мэром города Абакана в перечень участников регулируемых правоотношений и в первоначальной редакции пункта 1.2 названных Правил.

Включение в пункт 1.6 Правил второго абзаца о размещении объектов мелкорозничной торговли на основании разрешения, решение о выдаче которого принимает Комиссия по принятию решений, не является незаконным ограничением в сфере предпринимательской деятельности с учетом правового регулирования, содержащегося в пункте 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65.

Установленная Мэром города Абакана процедура отведения мест для осуществления торговли предусматривает необходимость получения разрешения, выдаваемого по решению Комиссии по принятию решений. Какие-либо иные ограничения, не предусмотренные вышеназванным Указом, Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, оспариваемое постановление от 04.06.2007 N 1026 в текст Правил работы мелкорозничной торговой сети не вносит.

При изложенных обстоятельствах выводы Арбитражного суда Республики Хакассия об отсутствии оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов не соответствующими требованиям Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 «О свободе торговли», и что применительно к предпринимательской деятельности заявителя оспариваемые акты соответствуют данным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, являются правомерными. Толкование заявителем кассационной жалобы норм оспариваемых правовых актов, как содержащих ограничения прав индивидуального предпринимателя и ущемляющих права на самостоятельность и риск, не основаны на взаимном положении этих норм. В связи с чем доводы жалобы, оспаривающие вывод суда о законности правовых актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции. Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, в их правильном толковании и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой не влияют на законность принятого по делу судебного акта, в связи с чем судебный акт подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 29 октября 2007 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1959/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Л.И.Смоляк
Судьи
Т.А.Гуменюк
Л.Ю.Пущина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка