ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2007 года Дело N А33-6580/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Шелёминой М.М.,

судей: Пущиной Л.Ю., Смоляк Л.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Енисейский целлюлозно-бумажный комбинат» на решение от 23 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 06 сентября 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-6580/2007 (суд первой инстанции: Раздобреева И.А., суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Бычкова О.И., Колесникова Г.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Енисейский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее - ООО «Енисейский ЦБК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее - ТУ ФСФБН, административный орган) N 04-07/1513П и N 04-07/1518П от 24.04.2007 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 23 июля 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением от 06 сентября 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Енисейский ЦБК» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотивам неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что он не обладал информацией о дате вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, поэтому вина в нарушении сроков представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов в уполномоченный банк с его стороны отсутствует, следовательно, состав вменяемых административных правонарушений также отсутствует.

По мнению Общества, арбитражными судами неправомерно не применены положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рассматриваемом случае назначенные административные наказания явно не соответствуют совершённым Обществом деяниям и не отвечают требованиям разумности и справедливости.

ООО «Енисейский ЦБК» также указывает на то, что административным органом была нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности.

Кроме того, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Центральным Банком Российской Федерации не установлены формы учёта и отчётности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В отзыве на кассационную жалобу ТУ ФСФБН считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления NN96438, 96439 от 27.11.2007), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению исходя из следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество заключило внешнеэкономический контракт N Е-54/06-К от 25.12.2005 с нерезидентом - обществом с ограниченной ответственностью «Алтын-Ажыдаар» (Республика Кыргызстан), предметом которого является купля-продажа бумаги для гофрирования с поставкой на условиях DAF граница России и Республики Казахстан, и внешнеэкономический контракт N Е-517/05 от 22.08.2005 с нерезидентом - обществом с ограниченной ответственностью «ПАПЕР» (Украина), предметом которого является купля-продажа бумаги газетной с поставкой на условиях FСА станция Базаиха Красноярской железной дороги. Общая сумма контрактов составила 1 300 000, 00 долларов США и 2 300 000, 00 долларов США соответственно.

По указанным контрактам Обществом в уполномоченном банке - филиале Акционерного Коммерческого Сбербанка Российской Федерации - Красноярском городском отделении N 161 оформлены паспорта сделки N 06010040/1481/0678/1/0 и N 05100002/1481/0678/1/0.

ТУ ФСФБН проведена проверка соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что ООО «Енисейский ЦБК» с нарушением установленного срока представило в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы: при сроке представления 15.05.2006 по контракту N Е-54/06-К от 25.12.2005 документы представлены 23.08.2006, при сроке представления 15.05.2006 по контракту N Е-517/05 от 22.08.2005 документы представлены 07.07.2006, 23.08.2006 и 19.10.2006.

По выявленным фактам нарушения требований пунктов 2.1, 2.2, 2.4 главы 2 Положения Центрального банка РФ от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 06.04.2007 административным органом в отношении Общества составлены протоколы N 04-07/1513 и N 04-07/1518 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлениями ТУ ФСФБН N 04-07/1513П и N 04-07/1518П от 24.04.2007 ООО «Енисейский ЦБК» привлечено к административной ответственности за каждое правонарушение в виде штрафа в размере четырёхсот минимальных размеров оплаты труда, что составило 40 000 рублей.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд.

Арбитражные суды двух инстанций, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности наличия в действиях Общества составов вменяемых административных правонарушений, отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности и отсутствия оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьёй 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учёт и представлять отчётность по проводимым ими валютным операциям.

Пунктом 11 статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объёме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).

Пунктами 2.1, 2.2 Положения Центрального банка России N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утверждённого Центральным банком Российской Федерации 01.06.2004 (Положение), в целях учёта валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза (ввоза) товара с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, и двух экземпляров справки о подтверждающих документах.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения предельный срок представления документов не превышает 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.

Поскольку Обществом был нарушен установленный Положением срок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и справок о подтверждающих документах, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО «Енисейский ЦБК» объективной стороны составов административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, судами не учтено следующее.

Объективная сторона вменяемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям.

В соответствии с нормами Закона N 173-ФЗ различаются институты «учёт и отчётность по валютным операциям» и «документы и информация, связанные с проведением валютных операций».

Согласно части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учёта и отчётности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов Центральным банком Российской Федерации формы учёта и отчётности по валютным операциям, порядок и сроки их представления не установлены.

Справка о подтверждающих документах отнесена к документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ.

Нормативными актами Центрального банка Российской Федерации справка о подтверждающих документах не отнесена к категории документов, являющихся формами учёта и отчётности по валютным операциям, что также подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 26.07.2007 N 04-31-2/3178, доведённым до сведения арбитражных судов письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.2007 N ВАС - С05/С4-1183.

При таких обстоятельствах объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях ООО «Енисейский ЦБК» отсутствует.

Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями допущено неправильное толкование норм материального права, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установленные судом фактические обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в данном случае оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем оспариваемые постановления административного органа являются незаконными и подлежащими отмене в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учётом изложенного суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 211, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 06 сентября 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-6580/2007 отменить.

Принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Постановления N 04-07/1513П и N 04-07/1518П от 24 апреля 2007 года Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «Енисейский ЦБК» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей за каждое правонарушение, признать незаконными и отменить полностью.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Судьи
М.М.Шелёмина
Л.Ю.Пущина
Л.И.Смоляк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка