ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2008 года Дело N А19-10690/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Воробьевой Н.М., судей: Кулакова В.И., Мироновой И.П., представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 27 ноября 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-10690/07 (суд первой инстанции: Архипенко А.А.), установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Дирекция по эксплуатации зданий и сооружений N11» (далее - МУП «ДЭЗ N11») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с иском о взыскании 318 604 рублей 08 копеек, составляющих сумму расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в 3 и 4 кварталах 2004 года по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Иркутская область в лице департамента финансов Иркутской области, муниципальное образование «город Иркутск» в лице комитета по экономике и финансам администрации города Иркутска, департамент социальной защиты населения Иркутской области, департамент социальной защиты населения комитета по делам горожан администрации города Иркутска.

Решением от 27 ноября 2007 года заявленные требования удовлетворены частично. С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП «ДЭЗ N11» взысканы расходы, связанные с реализацией Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в сумме 300 727 рублей 92 копейки. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Заявитель указывает, что обязательства, предусмотренные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» в части финансирования расходов на предоставление льгот гражданам, исполнены в полном объеме.

Министерство финансов Российской Федерации также ссылается на недоказанность наличия состава гражданского правонарушения, являющегося основанием для наступления ответственности вследствие причинения вреда.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Из материалов дела усматривается, что МУП «ДЭЗ N11» в 3 и 4 кварталах 2004 года во исполнение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на льготное обеспечение.

В результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в указанный период МУП «ДЭЗ-13» понесло расходы в сумме 318 604 рублей 08 копеек, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В подтверждение расходов на заявленную сумму представлены копии: акта сверки задолженности, договора N221-66-53/2, отчета о сумме выпадающих доходов с расшифровкой сумм, списки граждан, которым предоставлялись льготные услуги.

Удовлетворяя исковые требования о взыскании 300 727 рублей 92 копеек с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что Российская Федерация свои обязательства по финансированию льгот на оплату не ниже 50% жилья и коммунальных услуг, установленных статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», надлежащим образом не исполнила. В удовлетворении иска в части суммы 17 876 рублей 16 копеек отказано в связи с недоказанностью.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает вывод Арбитражного суда Иркутской области правильным.

Статьей 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы, в том числе по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 15.6 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

Порядок выплаты денежных компенсаций определен постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N536 «О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (срок действия Порядка продлевался на 2004 год).

Суд установил, что выделенные муниципальному образованию «Город Иркутск» денежные средства на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не компенсировали расходы истца по предоставлению льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в достаточном объеме.

Доказательств, подтверждающих нецелевое использование данных средств, суду не представлено.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Учитывая, что на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств, суд с учетом положений вышеуказанного законодательства обоснованно пришел к выводу о том, что ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в спорный период льгот инвалидам должна быть возложена на Российскую Федерацию.

Заявленные МУП «ДЭЗ N11» требования о возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обоснованно удовлетворены судом.

Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27 ноября 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-10690/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Н.М.Воробьева
Судьи
В.И.Кулаков
И.П.Миронова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка