• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2008 года Дело N А19-11253/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Косачёвой О.И.,

судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Истомина А.В. (доверенность N 12270 от 21.08.2007), Петровой О.В. (доверенность N 03-18/6189 от 19.04.2007) и общества с ограниченной ответственностью «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» Быкова С.С. (доверенность от 25.06.2007), Шкурупея В.В. (доверенность от 25.06.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску на решение от 1 октября 2007 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 14 декабря 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-11253/07-11 (суд первой инстанции - Филатов Д.А., суд апелляционной инстанции: Доржиев Э.П., Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В.), установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ангарская ТеплоСбытовая Компания» (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 12.02.2007 N 15-33-1 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску (налоговая инспекция) в редакции решения от 26.04.2007 N 26-16/05920 Управления Федеральной налоговой службы по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговое управление) в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2 179 561 рубль, предложения уплатить или в случае наличия на момент исполнения решения числящихся у налогоплательщика излишне уплаченных сумм налога провести уменьшение данных сумм на названную сумму налоговых санкций, налог на добавленную стоимость в сумме 10 835 473 рубля и пени в сумме 293 845 рублей 76 копеек.

Решением от 1 октября 2007 года Арбитражного суда Иркутской области заявленные обществом требования удовлетворены.

На налоговую инспекцию возложена обязанность по устранению допущенных прав и законных интересов заявителя.

Постановлением от 14 декабря 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционного суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, денежные средства, полученные обществом от Ангарского муниципального образования в счет возмещения убытков, сложившихся за счет разницы между тарифами на электрическую и тепловую энергию, установленными РЭК Иркутской области и мэром Ангарского муниципального образования (АМО) для населения, проживающего на территории АМО, по своей правовой природе являются доходом от реализации и подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Налоговая инспекция считает, что поскольку сумма налога на добавленную стоимость в выставленном Администрацией АМО счете-фактуре выделена отдельной строкой с указанием ставки налога, общество обязано было перечислить указанную в счете-фактуре сумму налога независимо от того, подлежат ли данные операции освобождению от налогообложения или нет.

Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что обжалуемые судебные акты подлежит отмене по следующим основаниям.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения законодательства и налогах и сборах, в том числе по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.

По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 09.01.2007 N 15-33-1 и вынесла решение от 12.02.2007 N 15-33-1, в том числе о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2 179 561 рубль и предложила уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 10 835 473 рубля и пени в сумме 293 845 рублей 76 копеек.

Не согласившись с названным решением, общество обратилось в налоговое управление с апелляционной жалобой.

Решением от 26.04.2007 N 26-16/05920 налогового управления изменен пункт 3 резолютивной части решения от 12.02.2007 N 15-33-1: обществу предложено уплатить налоговые санкции, указанные в пункте 1 решения, а также уплатить или в случае наличия на момент исполнения решения числящихся у налогоплательщика излишне уплаченных сумм налога провести уменьшение данных сумм, в том числе на названную сумму налоговых санкций, налог на добавленную стоимость в сумме 10 835 473 рубля и пени в сумме 293 845 рублей 76 копеек.

Вывод арбитражного суда об удовлетворении требований общества о признании незаконным вышеназванного решения налоговой инспекции в редакции решения налогового управления недостаточно обоснован.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается, в том числе реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных цен (тарифов).

Из материалов дела следует, что АМО согласно определению от 14 декабря 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-28707/04-26 об утверждении мирового соглашения перечислило обществу 65 012 838 рублей 70 копеек в счет возмещения убытков, возникших в результате разницы между тарифами, установленными решением РЭК Иркутской области от 26.08.2002 и постановлением Мэра АМО от 03.12.2002 N 3057 при реализации населению АМО электрической и тепловой энергии.

Платежным поручением N 151 от 22.12.2004 названная сумма перечислена обществу Управлением по экономике и финансам Администрации АМО (управление) (т. 1, л.д. 36).

Общество 31.01.2005 выставило в адрес управления счет-фактуру N 00005/1, в котором в графе «Наименование товара» указано «разница в цене» (т. 2, л.д. 41).

Арбитражный суд, удовлетворяя требования общества, исходил из того обстоятельства, что уплаченная АМО сумма является дотацией, выделенной из местного бюджета для возмещения убытков, полученных обществом в связи с применением государственных регулируемых цен, поэтому не подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.

Между тем судом не учтено следующее.

Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость предусмотрен пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

При этом определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) могут только организации, которые реализуют товары (работы, услуги) по государственным регулируемым ценам, а соответствующий бюджет возмещает им фактически полученные убытки, связанные с применением этих цен, выделяя дотации.

Однако при разрешении настоящего спора арбитражным судом не установлены фактические основания перечисления Ангарским муниципальным образованием денежных средств в счет возмещения убытков.

Кроме того, арбитражный суд не проверил с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 146, пункта 2 статьи 162, пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованность применения обществом налоговой ставки 18 процентов при перечислении в бюджет налога на добавленную стоимость, полученного от АМО.

При таких обстоятельствах решение суда и постановление апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении арбитражному суду следует определить основания уплаты обществу денежных средств в сумме 65 012 838 рублей 70 копеек и с учетом подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации установить, подлежит ли включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость названная сумма, а также разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 1 октября 2007 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 14 декабря 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-11253/07-11 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
О.И.Косачёва
Судьи
Т.А.Брюханова
Н.М.Юдина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А19-11253/07
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 20 марта 2008

Поиск в тексте