ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 апреля 2008 года Дело N А33-14890/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Белоножко Т.В.,

судей: Брюхановой Т.А., Парской Н.Н., представители сторон участие в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 17 декабря 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу NА33-14890/2007 (суд первой инстанции - Крицкая И.П.),

установил:

Открытое акционерное общество «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» (далее - общество, ОАО «РУСАЛ КрАЗ») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительным решения N52 от 07.09.2007 в части непринятия к зачету сумм пособий в размере 234 359 рублей 97 копеек и обязании принять к зачету произведенные расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на погребение в размере 234 359 рублей 97 копеек. Решением суда от 17 декабря 2007 года заявленные требования удовлетворены. В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, к максимальному размеру пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, к единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, к единовременному пособию при рождении ребенка, к ежемесячному пособию по уходу за ребенком до достижении им возраста 1,5 лет, к пособию на погребение следует применять районный коэффициент 1,2, а не 1,3, исходя из норм действующего законодательства.

В отзыве на кассационную жалобу общество с изложенными в ней доводами не согласилось, считает принятый по делу судебный акт законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления NN60171, 60172 от 06.03.2008), однако своих представителей в заседание суда не направили, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, Фондом проведена проверка общества по вопросам по вопросу расходования средств государственного социального страхования за период с 01.01.2004 по 31.12.2006.

По результатам проверки составлен акт N38с/с от 08.08.2007 и вынесено решение N52 от 07.09.2007, которым не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем в сумме 514 183 рублей 49 копеек.

Не согласившись с вынесенным решением в части непринятия к зачету расходов в сумме 234 359 рублей 97 копеек, ОАО «РУСАЛ КрАЗ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из правомерности применения обществом при расчете размера пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, районного коэффициента, равного 1,3.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Красноярского края законными и обоснованными.

В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 101 от 12.02.1994, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.

Определение предела социального пособия на погребение с применением районного коэффициента в районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, предусмотрено в статье 10 Федерального закона N 8-ФЗ от 12.01.1996 "О погребении и похоронном деле".

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

При этом названные нормативные акты не указывают на возможность применения районных коэффициентов, установленных только федеральными законами Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 4 названного Закона установлено, что источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также Фонд социального страхования Российской Федерации - для лиц, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и имеющих право на выплаты, связанные с санаторно-курортным лечением, в соответствии с положениями об указанных фондах.

В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.

В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Данная норма носит общий характер, и определяющим является то обстоятельство, что на соответствующей территории действуют районные коэффициенты.

На территории Красноярского края, в том числе на территории города Красноярска, действовали как минимальный (1,2), так и максимальный (1,3) размеры районных коэффициентов.

Во исполнение постановления от 04.02.1991 N 76 администрацией Красноярского края принято постановление от 21.08.1992 N 311-п «Об установлении районного коэффициента», которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.

Данный нормативный правовой акт в установленном законодательством порядке не оспорен.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что при определении размера пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении ребенка, ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижении им возраста 1,5 лет и пособий на погребение общество, руководствуясь нормативным правовым актом Красноярского края, правомерно применяло районный коэффициент 1,3.

При таких обстоятельствах, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы арбитражного суда подтверждены материалами дела, основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку суда в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем с учетом требований статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены принятого по делу судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17 декабря 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу NА33-14890/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Т.В.Белоножко
Судьи
Т.А.Брюханова
Н.Н.Парская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка