ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2008 года Дело N А33-2664/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Попова О.А.,

судей: Васиной Т.П., Палащенко И.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Нижнеингашское хлебоприемное предприятие» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 августа 2007 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2007 года по делу N А33-2664/2007 (суд первой инстанции - Шуваева Е.В.; суд апелляционной инстанции: Магда О.В., Гурова Т.С., Кириллова Н.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ИлА.Н.» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Нижнеингашское хлебоприемное предприятие» о признании недействительным решения совета директоров ответчика от 26.01.2007 по вопросу N 4 в следующей формулировке: «В связи с невыплатой владельцам привилегированных акций дивидендов за 2005 год по каждой привилегированной акции в предусмотренном абз.7 п.7.1.7. устава общества размере, привилегированные акции в количестве 1 166 шт. являются голосующими».

Решением от 20 августа 2007 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 7 декабря 2007 года, иск удовлетворен.

Ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 20 августа 2007 года и постановление суда апелляционной инстанции от 7 декабря 2007 года отменить, в удовлетворении иска отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправильно применена статья 32 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, 26.01.2007 состоялось заседание совета директоров ответчика, на котором было принято решение по вопросу N 4 повестки дня «О голосующих акциях общества» со следующей формулировкой: «В связи с невыплатой владельцам привилегированных акций дивидендов за 2005 год по каждой привилегированной акции в предусмотренном абз.7 п.7.1.7. устава общества размере, привилегированные акции в количестве 1 166 шт. являются голосующими».

Полагая, что решение по данному вопросу противоречит действующему законодательству и нарушает его права, истец - акционер ответчика обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сослался на то, что принятие решения о голосующих акциях не относится к компетенции совета директоров, решение о выплате дивидендов было принято общим собранием акционеров ответчика от 16.06.2006, поэтому права голоса у владельцев привилегированных акций на общем собрании акционеров общества не возникло. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.

Изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 65 Федерального закона «Об акционерных обществах» к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся, с том числе и вопросы определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с положениями главы VII настоящего Федерального закона и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 главы VII Федерального закона «Об акционерных обществах» при подготовке к проведению общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) общества определяет:

форму проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование);

дату, место, время проведения общего собрания акционеров и в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 60 настоящего Федерального закона заполненные бюллетени могут быть направлены обществу, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования дату окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;

дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;

повестку дня общего собрания акционеров;

порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров;

перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров, и порядок ее предоставления;

форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями.

Согласно статье 47 Федерального закона «Об акционерных обществах» дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Названные дополнительные требования установлены, в частности, Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденным постановлением ФКЦБ от 31.05.2002 N 17/пс, в пункте 2.10 которых указано, что при подготовке к проведению общего собрания, помимо принятия решений по вопросам, указанным в пункте 1 статьи 54 Федерального закона «Об акционерных обществах», должны быть приняты решения об определении типа (типов) привилегированных акций, владельцы которых обладают правом голоса по вопросам повестки дня общего собрания, а при подготовке к проведению общего собрания, проводимого в форме собрания, - также о времени начала регистрации лиц, участвующих в таком общем собрании.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм права принятие решения об определении типа (типов) привилегированных акций, владельцы которых обладают правом голоса по вопросам повестки дня общего собрания, относится к компетенции совета директоров (наблюдательный совет) акционерного общества.

Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что принятие оспариваемого решения выходит за пределы компетенции совета директоров противоречит названным нормам права.

Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционеры-владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пунктами 4, 5 указанной нормы права предусмотрено, что акционеры-владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества, а также акционеры-владельцы привилегированных акций определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества, за исключением акционеров-владельцев кумулятивных привилегированных акций, имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа. Право акционеров-владельцев привилегированных акций такого типа участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента первой выплаты по указанным акциям дивидендов в полном размере.

Согласно пункту 2 статьи 32 Федерального закона «Об акционерных обществах» в уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям считаются определенными также, если уставом общества установлен порядок их определения.

Уставом общества может быть установлено, что невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен уставом, накапливается и выплачивается не позднее срока, определенного уставом (кумулятивные привилегированные акции). Если уставом общества такой срок не установлен, привилегированные акции кумулятивными не являются.

Пунктами 6.1.1 и 7.1.7 устава ОАО «Нижнеингашское хлебоприемное предприятие» предусмотрено, что уставной капитал общества состоит из 8 215 обыкновенных и 1 166 привилегированных именных акций. Владельцы привилегированных акций имеют право на получение ежегодного фиксированного дивиденда по каждой привилегированной акции. Общая сумма, выплачиваемая в качестве дивиденда по каждой привилегированной акции, устанавливается в размере 10% чистой прибыли общества по итогам финансового года, разделенной на число акций, которые составляют 12,4% уставного капитала общества.

Таким образом, привилегированные акции ОАО «Нижнеингашское хлебоприемное предприятие» не являются кумулятивными и уставом общества определен по ним порядок расчета размера дивиденда.

Общим собранием акционеров ответчика от 16.06.2006 было принято решение о выплате дивиденда за 2005 год в размере 3 рубля на каждую акцию (без указания типа акции - обыкновенная или привилегированная).

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что акционеры - владельцы привилегированных акций не приобрели права голоса на общем собрании акционеров, следующим за общим собранием акционеров от 16.06.2006, поскольку на данном собрании было принято решение о выплате дивиденда.

Вместе с тем, суды не дали оценки доводам ответчика о том, что решением его общего собрания акционеров от 16.06.2006 было принято решение о неполной выплате дивиденда по привилегированным акциям.

Указанное имеющее существенное значение для дела обстоятельство судами не исследовалось, суды не выяснили, соответствует ли размер дивиденда согласно решению общего собрания акционеров ответчика от 16.06.2006 размеру дивиденда по привилегированным акциям, подлежащему выплате в соответствии с требованиями устава ответчика.

Следовательно, обжалуемые судебные акты в нарушение требований статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются необоснованными.

Учитывая изложенное, на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 августа 2007 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2007 года по делу N А33-2664/2007 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует учесть все указанные в настоящем постановлении обстоятельства.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 августа 2007 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2007 года по делу N А33-2664/2007 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
О.А.Попов
Судьи
Т.П.Васина
И.И.Палащенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка