ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 2008 года Дело N А19-14387/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Кулакова В.И., судей: Горячих Н.А., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании представителей: Министерства финансов Российской Федерации - Пименовой О.В. (доверенность от 6 марта 2008 года), жилищно-строительного кооператива N61 - Соколовой Н.Н. (доверенность от 26 февраля 2007 года),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 марта 2008 года по делу N А19-14387/07-53 (суд первой инстанции Рукавишникова Е.В.), установил:

Жилищно-строительный кооператив N 61 (ЖСК N61) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к ответчикам Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Департаменту финансов Иркутской области о взыскании 263197 руб. 96 коп. задолженности, возникшей вследствие предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» за период 3-4 кварталы 2002 года, 1-4 кварталы 2003 года, 4 квартал 2004 года.

Исковые требования обоснованы тем, что истцу не возмещены расходы от предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» в заявленный период.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Департамент социальной защиты населения Иркутской области, Администрация города Иркутска и Управление Федерального казначейства Иркутской области.

Решением от 13 марта 2008 года исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 16737 руб. 60 коп. убытков, 430 руб. 19 коп. расходов истца по уплате государственной пошлины, а всего 17167 руб. 79 коп.. В удовлетворении остальной части иска и в иске к Департаменту финансов Иркутской области отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе на указанное решение Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации просит его отменить.

Заявитель считает его незаконным, принятым с нарушением норм материального права (статей 15, 16, 1064, 1069-1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и норм процессуального права.

По его мнению, наличие состава гражданского правонарушения не доказано.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержала доводы, содержащиеся в кассационной жалобе.

Представитель ЖСК N61 указала на необоснованность кассационной жалобы и законность обжалуемого решения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Арбитражным судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Жилищно-строительный кооператив N61, являющийся объединением собственников в едином комплексе недвижимого имущества в жилищной сфере, в 2002 - 2004 годах при осуществлении своей деятельности во исполнение Федерального закона «О ветеранах» предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (жильцам), имеющим право на льготное обеспечение. На возмещение расходов от предоставления льгот ЖСК-61 с Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска заключены договоры N221-66-233/2 от 01.04.2002 и N221-66-311/4 от 31.05.2004 «О возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг».

Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона «О ветеранах», не были возмещены в полном объеме, в связи с чем истец требует взыскания убытков в размере 263 197 руб. 96 коп. за период 3-4 кварталы 2002 года, 1-4 кварталы 2003 года, 4 квартал 2004 года.

В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил следующие документы:

-акты сверки сумм, подлежащих возмещению ЖСК-61 в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», акты сверок взаиморасчетов, подписанные истцом и Департаментом социальной защиты населения, за заявленный период;

-отчеты о суммах расходов, подлежащих возмещению от предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за заявленный период, с расшифровками к отчетам;

-списки лиц - льготополучателей с указанием фамилии, имени, отчества, документа, на основании которого была предоставлена льгота, места проживания;

-расчет суммы иска.

Согласно расчету истца, с учетом частичного возмещения расходов, размер убытков составляет: за 3 квартал 2002 г. - 43 894 руб. 55 коп., за 4 квартал 2002 г. -21 061 руб. 93 коп., за 1 квартал 2003 г. - 52 059 руб. 51 коп., за 2 квартал 2003 г. -54 466 руб. 43 коп., за 3 квартал 2003 г. - 55 736 руб. 50 коп., за 4 квартал 2003 г. -19 240 руб. 44 коп., за 4 квартал 2004 г. - 16 737 руб. 60 коп.

Из сообщения Департамента социальной защиты населения Иркутской области (б/д, б/н), следует, что по результатам проверки списков лиц, имеющих право на получение льготы на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», установлено, что все граждане (по списку) имели право на получение таких льгот.

Таким образом, размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг ветеранам, а также размер невозмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», в судебном заседании подтверждены надлежащими доказательствами.

Ответчики, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных услуг, не представили.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы (статья 15 Конституции Российской Федерации).

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе с тем, государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. В статье 10 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» государство гарантирует возмещение расходов на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам, за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъектов Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных выше расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно пункту 1 постановления губернатора Иркутской области от 21.05.2002 N348-п «О порядке финансирования Федерального закона «О ветеранах» в 2002 году», пункту 2 Постановления губернатора Иркутской области от 14.02.2003 N66-п «О порядке финансирования Федерального закона «О ветеранах» в 2003 году» финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы, установленной законодательством Иркутской области, и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), осуществляется за счет субсидий, передаваемых из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований на реализацию Федерального закона «О ветеранах».

Согласно пунктам 1.3, 2.1.1 Постановления губернатора Иркутской области от 13.04.2004 N219-п «О порядке возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установленных Федеральным законом «О ветеранах» финансирование расходов на льготные услуги ЖКХ для ветеранов осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном законе о бюджете на соответствующий год и передаваемых Иркутской областью в местные бюджеты в порядке межбюджетных отношений.

Законом Иркутской области «Об областном бюджете на 2002 год» в статье 23 и в Приложении 11 к закону утвержден объем субсидий, выделяемых из областного бюджета в 2002 году местным бюджетам на финансирование Федерального закона «О ветеранах» в размере 431 635 тыс. руб., из них муниципальному образовании «город Иркутск» - 107 185 тыс. руб.

Указанные средства перечислены бюджету города Иркутска в полном объеме, согласно Приложению N10 к Закону Иркутской области «Отчет об исполнении областного бюджета за 2002 год».

Законом Иркутской области «Об областном бюджете на 2003 год» в статье 21 и в Приложении 9 к закону утвержден объем субсидий, выделяемых из областного бюджета в 2003 году местным бюджетам на финансирование Федерального закона «О ветеранах» в размере 484 804 тыс. руб., из них муниципальному образованию «город Иркутск» - 118 536 тыс. руб.

Указанные средства перечислены бюджету города Иркутска в полном объеме, что подтверждается Приложением 8 к Закону Иркутской области «Отчет об исполнении областного бюджета за 2003 год».

Законом Иркутской области «Об областном бюджете на 2004 год» в статье 23 и в Приложении 10 к закону утвержден объем субсидий, выделяемых из областного бюджета в 2004 году местным бюджетам на реализацию Федерального закона «О ветеранах» в размере 510399 тыс.руб., из них муниципальному образованию «город Иркутск» - 115 713 тыс. руб.

- Указанные средства были перечислены бюджету города Иркутска в полном объеме и использованы по целевому назначению, что подтверждается Приложением 9 к Закону области «Отчет об исполнении областного бюджета за 2004 год».

Из положений части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации следует, что вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся и в статьях 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2005. Согласно части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. до 01.01.2005) совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируется обеспечение социальной защиты населения. В силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней финансируется исключительно из федерального бюджета.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 22.06.2006 N23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации» в пункте 18 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, обязательства по возмещению расходов, понесенных организациями при реализации льгот, установленных Федеральным законом «О ветеранах», должны быть возложены на Российскую Федерацию.

На основании изложенного, учитывая законодательно установленную альтернативу источников финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О ветеранах», в соответствии с частью 1 статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации истец обоснованно обратился с иском о взыскании задолженности с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Правовые основания для взыскания задолженности с Департамента финансов Иркутской области отсутствуют, поскольку в судебном заседании установлено, что субъект Российской Федерации - Иркутская область выделенные из федерального бюджета на цели реализации Федерального закона «О ветеранах» денежные средства использовала по целевому назначению. Иск к указанному ответчику подлежит отклонению.

Частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Федеральным законом «О ветеранах» не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

В соответствии с требованиями статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В абзаце 1 пункта 12 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96г. N 6/8 указано, что ответчиком по делам данной категории должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно части 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -гражданами и юридическими лицами.

Частью 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Состав государственной казны определен частью 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье казну Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности - три года.

В соответствии с частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 и 15.11.2001 N15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» течение срока исковой давности по требованию к привлеченному судом другому ответчику или второму ответчику прерывается в день заявления истцом соответствующего ходатайства, а при отсутствии такого ходатайства - с момента привлечения судом этого ответчика,

В ходе рассмотрения дела судом ответчик (Российская Федерация), являющийся обязанной стороной по финансированию льгот по Федеральному закону «О ветеранах», заявил о применении срока исковой давности к требованию о взыскании убытков, образовавшихся в 3 и 4 кварталах 2002 года, в 2003 году.

Исследовав материалы дела, суд считает, что срок исковой давности подлежит применению к требованию о взыскании убытков, возникших в период 3 и 4 кварталы 2002 года, 2003 год.

Начало течения срока исковой давности относительно требований, предъявляемых к Российской Федерации, следует исчислять исходя из положений статьи 12 Бюджетного, кодекса Российской Федерации, в которой определено, что годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Таким образом, о нарушении своего права на получение из средств федерального бюджета денежных средств истец мог узнать только после окончания финансового года, то есть после 31 декабря.

По требованиям за 2002 год течение срока исковой давности начинается с 1 января 2003 года, по требованиям за 2003 год - с 1 января 2004 года, таким образом, срок исковой давности истекает 1 января 2006 года и 1 января 2007 года, соответственно.

Следовательно, о нарушении права на получение денежных средств на возмещение расходов, связанных с предоставлением в 2002 и 2003 годах льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», истец мог узнать 31.12.2005 и 31.12.2006. Таким образом, срок исковой давности по требованию о возмещении указанных расходов за 2002 год начал течь с 01.01.2003 и истек 01.01.2006, по требованию о возмещении расходов за 2003 год начал течь с 01.01.2004 и истек 01.01.2007.