ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 2008 года Дело N А19-735/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,

судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании представителей: Министерства финансов Российской Федерации - Талаева Д.В.(доверенность от 27.12.07 N 13-15.1/6), общества с ограниченной ответственностью «Усть-Кутское ПАТП» - Козубской О.В. (доверенность от 13.02.08),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 3 апреля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу А19-735/08 (суд первой инстанции: Аксамнентова В.Г.)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Усть-Кутское ПАТП» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 1 218 000 рублей - суммы расходов, связанных с предоставлением установленных Законом Российской Федерации «О милиции» льгот по бесплатному проезду в городском пассажирском транспорте, за период с 01.01.2004 по 31.12.2004.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 апреля 2008 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционном суде законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом , Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя жалобы, арбитражным судом нарушены нормы права - часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.1992 N 305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов», Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 «О Порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», Инструкция по заполнению форм государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 31.10.2002 N 207.

Министерство финансов Российской Федерации полагает, что суд неправомерно признал обоснованным расчет истца, в котором сумма понесенных расходов на перевозку льготной категории граждан рассчитана на основании данных о численности лиц, пользующихся правом бесплатного проезда по Закону Российской Федерации «О милиции», тарифа на проезд, количества поездок в месяц на одного работника милиции в соответствии с Инструкцией по заполнению форм государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 31.10.2002 N 207. Указанная Инструкция не может быть применена при расчете суммы понесенных расходов истца, поскольку не является нормативно-правовым актом.

Кроме того, заявитель указывает на недоказанность состава гражданского правонарушения.

ООО «Усть-Кутское ПАТП» в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, указав на их необоснованность.

Присутствующие в судебном заседании представители сторон подтвердили свои требования и возражения.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и норм процессуального права при принятии обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его отмены.

Согласно материалам дела истцом заявлено требование о взыскании расходов, понесенных в связи с предоставлением в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 бесплатного проезда лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции».

В обоснование своих требований истец представил копии: отчетов за предоставленные услуги за спорный период на 12 листах, справок ОВД по Усть-Кутскому району и ЛОВД о численности лиц, пользующихся правом бесплатного проезда на 2- листах, приложения N1 Постановления мэра г. Усть-Кута о тарифе на проезд в общественном транспорте N 1259 от 29.12.2003, расчет суммы иска.

Удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что обязательства по возмещению расходов, понесенных истцом при реализации льгот по бесплатному проезду лицам, имеющим такое право по Закону Российской Федерации «О милиции» , возложены на Российской Федерации в силу закона.

Арбитражным судом установлено, что ООО «Усть-Кутское ПАТП» в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 оказало услуги по бесплатному проезду лицам, имеющим такое право в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции»,в связи с чем понесло расходы в размере 1 218 600 рублей.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Иркутской области законными и обоснованными.

В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «О милиции» (в редакции, действовавшей на момент предоставления льгот» работники милиции бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси).

Российская Федерация, установив Законом Российской Федерации «О милиции» льготы в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

Бездействие государства выразилось в неисполнении обязанности по компенсации ООО «Усть-Кутское ПАТП» указанных затрат, поэтому истец в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного бездействием государственных органов.

Принимая Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год», государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации «О милиции», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

В результате предоставления названных льгот истцом не получено 1 218 600 рублей. Эта сумма согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является реальным ущербом и предъявлена истцом к взысканию.

Арбитражный суд Иркутской области правомерно признал обоснованным расчет расходов истца, произведенный с применением Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата России N207 от 31.10.2002.

Расчет истца понесенных им расходов основан на следующих показателях: численность лиц, пользующихся бесплатным проездом, обладающих правом на бесплатный проезд, количество поездок одного работника милиции в месяц, тариф на проезд.

Все используемые истцом в этом расчете показатели подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов и не оспорены ответчиком.

Таким образом, поскольку в спорный период порядок возмещения транспортным организациям расходов, понесенных в связи с исполнением Закона Российской Федерации «О милиции», утвержден не был, истец определил расходы на основании методики, существующей на тот период.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 3 апреля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-735/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Судьи
Н.М.Воробьева
В.И.Кулаков
Л.М.Соколова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка