• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2008 года Дело N А33-14467/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Кадниковой Л.А., судей: Смоляк Л.И., Шелёминой М.М., при участии в судебном заседании представителей:

Прокуратуры Иркутской области - Акуловой Л.К. (удостоверение N 110345),

Городского собрания города Дудинки - Майсюк Е.В. (доверенность от 01.07.2008 N 10),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Городского собрания города Дудинки на решение от 18 марта 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14467/2007 (суд первой инстанции: Раздобреева И.А., Савастьянова Е.В. Чурилина Е.М.), установил:

Открытое акционерное общество «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (далее - ОАО «НТЭК», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Городскому собранию города Дудинки о признании недействующим нормативного правового акта - решения от 27.11.2006 N 04-0167 «Об установлении тарифа на услуги по водоснабжению для ПТЭС г.Дудинки ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» на 2007 год».

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора, привлечена Территориальная комиссия администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса.

Дело рассмотрено с участием Прокурора Красноярского края.

Решением суда первой инстанции от 18 марта 2008 года заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе Городское собрание города Дудинки ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неприменения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», неправильного применения Федерального закона N 210 -ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». По мнению заявителя жалобы, решение от 27.11.2006 N 04-0167 является ненормативным правовым актом, в связи с чем судебное разбирательство должно было осуществляться в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Суд неправильно посчитал, что система водоснабжения городов Дудинки и Норильска является единой системой коммунальной инфраструктуры.

Представитель Городского собрания города Дудинка поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель Прокуратуры считает судебный акт законным. В отзыве на кассационную жалобу ОАО «НТЭК» просит оставить судебный акт без изменения.

ОАО «НТЭК», Территориальная комиссия администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 66553, 66557 от 16.06.2008), однако своих представителей судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 20 минут 10.07.2008.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебного акта.

Как установлено материалами дела, 27.11.2006 Городское Собрание города Дудинка решением N 04-0167 установило тариф на услуги по водоснабжению для ПТЭС г. Дудинка, являющегося обособленным подразделением ОАО «НТЭК», на 2007 год в размере 5,02 рубля за 1 куб. метр воды (без НДС). Решение опубликовано в газете «Таймыр» от 29.11.2006 N 137 (13307) и вступило в силу со дня его официального опубликования.

Решением от 11.12.2006 N 2 Территориальная комиссия администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса установила тариф на услуги систем водоснабжения для ОАО «НТЭК» на 2007 год в размере 10,45 руб./куб.м. (без НДС).

Потребителям услуг систем водоснабжения, расположенным в г. Дудинка, общество в 2007 выставило счета на оплату услуг из расчёта 10.45 руб./куб.м. Ссылаясь на решение Городского Собрания города Дудинка от 27.11.2006 N 04-0167, потребитель услуг систем водоснабжения (ОАО «Таймырбыт») отказался частично оплачивать счета ОАО «НТЭК».

ОАО «НТЭК», считая свои права нарушенными, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Городского Собрания города Дудинка от 27.11.2006 N 04-0167.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование общества, исходил из следующего.

Согласно части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Нормативный правовой акт - официальный документ, принятый в определённой законом форме и опубликованный в газете, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитан на многократное применение и адресован неопределённому кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организованном воздействии. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2007 N 1082/07).

Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Городского Собрания города Дудинка от 27.11.2006 N 04-0167 является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает правовые нормы, обязательные не только для заявителя, но и для потребителей услуг систем водоснабжения, то есть для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение (услуги по водоснабжению отказываются в течение 2007 неограниченному кругу лиц, расположенных в г. Дудинка и обязанных их оплачивать), действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения (между обществом и конкретными потребителями его услуг по водоснабжению). Оспариваемое решение официально опубликовано в газете «Таймыр» от 29.11.2006 N 137 (13307).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном главой 23 АПК РФ, в связи с чем довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении названной главы является несостоятельным.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги и организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередач и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в пределах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (статья 2 Федерального закона N 210-ФЗ).

Территориальный признак систем коммунальной инфраструктуры подразумевает их расположение (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенность для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Как установил суд, ОАО «НТЭК», как юридическое лицо, оказывало услуги по снабжению потребителей города Дудинка и города Норильска холодной (питьевой) водой с помощью принадлежащей ему единой системы коммунальной инфраструктуры, частично расположенной как в границах муниципального образования г. Дудинка, так и в границах муниципального образования города Норильска. Суд пришёл к правильному выводу о том, что только используя совокупность производственных и имущественных объектов (трубопроводов, линий передач и иных объектов) общество имело возможность оказывать услуги по водоснабжению потребителей города Дудинка.

Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов, в случае если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса (часть 3 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ).

Судом первой инстанции установлено, что 84,4 % объёма холодной (питьевой) воды, поставляемой ОАО «НТЭК», потребляет муниципальное образование город Норильск, 15,2 % объёма холодной воды потребляет муниципальное образование город Дудинка.

Таким образом, более 80 % услуг водоснабжения, оказываемых ОАО «НТЭК» с помощью единой системы коммунальной инфраструктуры, принадлежащей обществу, потребляют потребители города Норильск. Следовательно, как правильно посчитал суд, Городское Собрание города Дудинка не вправе было устанавливать названные тарифы.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи и части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона:

1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи:

7) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Из перечисленных выше норм следует, что представительный орган местного самоуправления вправе устанавливать надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В данном случае тарифы установлены структурному подразделению организации коммунального комплекса, то есть с превышением полномочий, предоставленных частью 1 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 1 названного Закона регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов.

Из статьи 2 названного Закона следует, что организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры. В данном случае юридическим лицом является ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания».

Как видно из оспариваемого решения, Городскоое Собрание города Дудинка (представительный орган местного самоуправления) установило тариф на услуги по водоснабжению для ПТЭС г. Дудинка, являющегося структурным подразделением ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания».

Таким образом, суд правильно посчитал, что тарифы устанавливаются организациям коммунального комплекса - юридическим лицам. Данную позицию суда поддержал прокурор.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Городским Собранием города Дудинка с превышением компетенции, закреплённой в Федеральном законе N 210-ФЗ.

С учётом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 18 марта 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14467/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Судьи
Л.А.Кадникова
Л.И.Смоляк
М.М.Шелёмина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-14467/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 10 июля 2008

Поиск в тексте