• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2008 года Дело N А74-1797/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Палащенко И.И.,

судей: Некрасовой Н.В., Уманя И.Н.,

представители лиц, участвующих в деле, участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 декабря 2007 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2008 года по делу NА74-1797/2007 (суд первой инстанции - Конохова Н.П., суд апелляционной инстанции: Кириллова Н.А., Магда О.В., Хасанова И.А.),

установил:

Муниципальное учреждение здравоохранения «Родильный дом» (далее - МУЗ «Родильный дом») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о взыскании 170.000 рублей задолженности по договору от 30.01.2006 N 07/044 об оплате услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов.

К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Решением от 24 декабря 2007 года исковые требования удовлетворены, с Фонда социального страхования Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу МУЗ «Родильный дом» взыскано 170.000 рублей, в удовлетворении иска к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации, к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия отказано.

Суд первой инстанции исходил из того, что региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия по получении в феврале 2007 года 34 талонов родовых сертификатов на сумму 170.000 рублей должно было принять меры к завершению расчетов по договору от 30.01.2006 с МУЗ «Родильный дом» в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» N243-ФЗ от 29.12.2006, так как никаких ограничений в оплате услуг на основании талонов родовых сертификатов, в том числе и по срокам их предъявления, федеральными законами о бюджете Фонда обязательного медицинского страхования на 2006 и 2007 годы, Постановлением Правительства Российской Федерации N852 от 30.12.2005 не установлено. Убытки в размере 170.000 рублей подлежат взысканию с Российской Федерации за счет средств её казны. Взыскание надлежит произвести с Фонда социального страхования Российской Федерации как главного распорядителя бюджетных средств.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2008 года решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 декабря 2007 года по делу NА74-1797/2007 отменено. Принят новый судебный акт. Взыскано с государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в пользу МУЗ «Родильный дом» 170.000 рублей и 4.900 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Арбитражный апелляционный суд исходил из того, что государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия исполнило договорные обязательства не в полном объеме, в связи с чем с него подлежит взысканию стоимость медицинских услуг, оказанных МУЗ «Родильный дом» женщинам в период беременности и родов в декабре 2006 года. Оплата родовых сертификатов является расходным обязательством Фонда обязательного медицинского страхования, а не Российской Федерации. Спор о взыскании стоимости оказанных медицинских услуг в размере 170.000 рублей возник из договорных обязательств, стороной которых Фонд социального страхования Российской Федерации не является.

Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 декабря 2007 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2008 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, судебные акты, принятые по делу NА74-1797/2007 вынесены без учета требований регламентирующих оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что на момент рассмотрения спора все обязательства по договору от 30 января 2006 года завершены в порядке, установленном действующим законодательством и договором. Талоны родовых сертификатов, представленные после окончания действия договора 2006 года, не могут быть оплачены, так как отсутствует правовое основание для их оплаты - действующий договор. Фонд социального страхования Российской Федерации производит оплату услуг только средствами, которые перечисляются федеральным Фондом обязательного социального страхования.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Все лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Кассационная жалоба рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения от 24 декабря 2007 года и постановления от 7 апреля 2008 года, принятых по делу NА74-1797/2007, правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции и арбитражным апелляционным судом, 30.01.2006 между государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (Фонд) и МУЗ «Родильный дом» (учреждение) заключен договор N 07/044 об оплате услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов (далее - Договор).

Согласно пункту 2 Договора Фонд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 852 осуществляет оплату учреждению услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов на основании талонов родовых сертификатов из расчета: 2.000 рублей на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, за каждую женщину, получившую такие услуги; 5.000 рублей - на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщине в период родов, за каждую женщину, получившую такие услуги.

В подпункте «б» пункта 3 Договора предусмотрена обязанность учреждения представлять в Фонд ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, счет на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщине в период беременности и (или) родов, с приложением талонов родовых сертификатов.

В соответствии с пунктом 5 Договора Фонд обязуется производить оплату счета, представленного учреждением, в течение 10 рабочих дней с даты получения указанного счета, приложенных к нему талонов родовых сертификатов и реестра указанных талонов, путем перечисления денежных средств на лицевой счет учреждения.

Срок действия договора установлен с момента его подписания до 31.12.2006 (пункт 10 Договора).

18.01.2007 стороны подписали акт приема-передачи выполненных работ по договору от 30.01.2007 N 07/044, которым подтвердили отсутствие претензий друг к другу в связи с исполнением указанного договора.

12.02.2007 МУЗ «Родильный дом» направило государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия письмо, в котором просило принять на оплату талоны N 2 родового сертификата стоимостью 5.000 рублей за декабрь 2006 года в количестве 34 штук на общую сумму 170.000 рублей, а также счет от 09.02.2007 N 8.

Письмом от 26.04.2006 государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия отказало в оплате счета от 9.02.2007 N 8, ссылаясь на то, что МУЗ «Родильный дом» имело возможность предъявить родовые сертификаты на оказанные услуги в установленные законодательством сроки.

МУЗ «Родильный дом» указало, что данные талоны не были предъявлены в декабре 2006 года, поскольку пациентки были выписаны в январе 2007 года и благоприятный исход нахождения матери и ребенка в родильном доме стал известен только после их выписки.

В соответствии с Правилами финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов финансирование в 2006 году указанных расходов осуществляется Фондом социального страхования за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на счет, открытый в подразделении расчетной сети Центрального банка Российской Федерации ежемесячно, не позднее 25 числа, в размере одной двенадцатой суммы средств, предусмотренных Федеральным законом от 22.12.2005 N171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» на эти цели.

Согласно пункту 4 указанных Правил Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет средства на оплату услуг между региональными отделениями фонда на основании заявок, представляемых ими ежемесячно, не позднее 20-го числа, исходя из объема средств, перечисленных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Пунктом 5 данных Правил предусмотрено, что региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляют средства на оплату услуг в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» остатки средств на 1 января 2007 года, образовавшиеся в бюджете фонда в результате их неполного использования в 2006 году на осуществление функций по оплате дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанию им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, должны быть направлены в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на завершение расчетов в первом квартале 2007 года по заключенным в 2006 году договорам на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-социальной помощи, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов, в случае отсутствия средств на указанные цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации.

Суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд правильно сделали вывод о том, что данная норма допускает проведение расчетов по оплате учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, в первом квартале 2007 года по заключенным в 2006 году договорам за счет остатков средств на 1 января 2007 года, образовавшихся в бюджете Фонда обязательного медицинского страхования и подлежащих направлению в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на цели завершения расчетов.

Как следует из материалов дела, государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия до окончания первого квартала 2007 года возвратило Фонду социального страхования остаток неиспользованных средств по оплате услуг по медицинской помощи оказанной женщинам в период беременности и родов в размере 823.000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 01.02.2007 N 1044.

Учитывая, что медицинские услуги по спорным талонам родовых сертификатов были оказаны МУЗ «Родильный дом» в декабре 2006 года, то есть в период действия договора на оплату соответствующих услуг в 2006 году, отказ государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия от оплаты является необоснованным.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не опровергают выводы Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о том, что Правила финансирования расходов не предусматривают случаев и оснований для отказа в оплате медицинским учреждением услуг на основании талонов родовых сертификатов. Со стороны медицинского учреждения не установлены признаки злоупотребления правом.

Обстоятельства спора, связанные с оплатой по спорному договору, которая должна быть осуществлена региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации за счет средств на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, распределенных и перечисленных Фондом социального страхования Российской Федерации на основании талонов родовых сертификатов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N852 «О порядке финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности (родов)» были предметом изучения суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обжалуемые судебные акты, в указанной части соответствуют нормам материального права, содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Однако решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 декабря 2007 года отменено постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2008 года, так как арбитражный апелляционный суд признал вывод суда первой инстанции о том, что стоимость оказанных истцом медицинских услуг в размере 170.000 рублей подлежит взысканию с Фонда социального страхования Российской Федерации за счет казны Российской Федерации не соответствующим нормам материального права, поскольку настоящий спор возник из договорных обязательств, стороной которых Фонд социального страхования Российской Федерации не является.

Суд кассационной инстанции считает неправильной позицию Третьего арбитражного апелляционного суда в вопросе определения источника финансирования.

Источником финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности (родов) определен федеральный бюджет.

Согласно письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.02.2006 N17-3/88-03 в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N852 «О порядке финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов» Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов на основании родовых сертификатов. Таким образом, Арбитражный суд Республики Хакасия правомерно взыскал с Фонда социального страхования Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации в пользу МУЗ «Родильный дом» сумму в размере 170.000 рублей долга и 4.900 рублей расходов по государственной пошлине.

Учитывая изложенное, на основании пункта 5 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2008 года по делу NА74-1797/2007 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 декабря 2007 года по тому же делу - оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2008 года по делу NА74-1797/2007 отменить, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 декабря 2007 года по делу NА74-1797/2007 оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Судьи
И.И.Палащенко
Н.В.Некрасова
И.Н.Умань

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А74-1797/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 15 июля 2008

Поиск в тексте