ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2008 года Дело N А19-15156/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Гуменюк Т.А., судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей Восточно-Сибирской оперативной таможни - Васиной Е.Н. (доверенность от 29.12.2007 N 06-20/5649), Макаровой Т.Г. (доверенность от 29.12.2007 N 06-20/5650),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Восточно-Сибирской оперативной таможни на постановление от 08 мая 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-15156/07-19-04АП-1062/2008 (суд первой инстанции: Швидко С.Н., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Григорьева И.Ю., Рылов Д.Н.), установил:

Восточно-Сибирская оперативная таможня (далее - ВСОТ) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский Фонд федерального имущества» (далее - РФФИ) по переоценке товара и принятию недостоверной величины стоимости объекта оценки, установленной с нарушением Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами рыночной деятельности, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 N 519, и о признании недостоверной величины стоимости объекта оценки, указанной в отчёте N ИТ-06/001 от 19.10.2006 «Об оценке рыночной стоимости товара, обнаруженного в ходе проведения таможенного досмотра», выполненного закрытым акционерным обществом «Экономика ХХI». Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 февраля 2008 года заявленные требования удовлетворены частично: действия РФФИ по проведению повторной оценки товара и принятию недостоверной величины стоимости товара признаны незаконными; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 мая 2008 года решение суда отменено; в удовлетворении заявленных требований отказано. Обжалуя постановление апелляционной инстанции в связи с нарушением судом норм материального и норм процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, заявитель оспаривает вывод суда об отсутствии нарушений его прав и законных интересов, считая, что таможенный орган вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд в защиту публичных интересов, что предусмотрено статьёй 53 АПК РФ, в связи с чем просит об отмене обжалуемого судебного акта и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 68568 от 04.07.2008, N 68567 от 03.07.2008).

РФФИ своих представителей на судебное заседание не направил, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Определение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, направленное в адрес ЗАО «Экономика ХХI», возвращено с отметкой органа связи об отсутствии организации по данному адресу.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Как следует из материалов дела, постановлением Свердловского районного суда г. Иркутска по делу об административном правонарушении от 14 августа 2006 года Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий привлечено к административной ответственности на основании части 3 статьи 16.1 КоАП РФ в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения, на сумму 34765422 рубля 15 копеек.

На основании акта приёма-передачи имущества N 8-06 от 12.10.2006 конфискованный товар передан таможенным органом в РФФИ для реализации с перечислением полученных от реализации денежных средств на счёт таможенного органа.

Заключениями эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала г. Иркутска - ЦЭКТУ ФТС России N 0-361/1-06 от 29.03.2006 и N 0-361/48-06 от 29.03.2006 свободная рыночная стоимость товаров, явившихся предметом административного правонарушения, по состоянию на 08.09.2005 и на 09.09.2005 составляет 34765422 рубля 15 копеек.

В соответствии с договором N ИТ-06/001 от 12.10.2006 и договором- заданием на оценку N ИТ-06/001 от 18.10.2006, заключёнными между РФФИ и ЗАО «Экономика ХХI», оценщиком проведена оценка рыночной стоимости указанного товара, в результате которой она составила 3017065 рублей 58 копеек.

По результатам оценки оценщиком составлен Отчёт N ИТ-06/001 от 19.10.2006 оценки рыночной стоимости товара, обнаруженного в ходе проведения таможенного досмотра.

В этот же день - 19 октября 2006 года - РФФИ без проведения торгов заключён договор купли-продажи имущества N 03-167 от 19.10.2006 с ООО «Константа», на основании которого конфискованный товар продан покупателю за 3017065, 58 рублей.

В соответствии с отчётом N 110 от 30.10.2006 «О распоряжении имуществом», утверждённым Руководителем филиала ВФФИ в Иркутской области Носковым И.Н., денежные средства, полученные от реализации указанного имущества, распределены согласно справке-счёту. Сумма к перечислению на счёт Восточно-Сибирской оперативной таможни составила 2556835 рублей 24 копейки, которая перечислена платёжным поручением N 1261 от 26.10.2006.

Считая действия РФФИ по переоценке товара и принятию недостоверной величины стоимости объекта оценки не соответствующими закону, таможня обратилась в суд с заявлением о признании их незаконными, и о признании недостоверной величины стоимости объекта оценки в отчёте N ИТ-06/001 от 19.10.2006.

При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции установил, что стоимость объекта оценки, определённой ЗАО «Экономика ХХI», является недостоверной, однако, сделав вывод об отсутствии оснований для самостоятельного рассмотрения требований о признании недостоверной величины стоимости объекта оценки, отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части. Вместе с тем действия РФФИ, выразившиеся в повторной оценке товара и принятию недостоверной величины стоимости товара признаны судом незаконными как совершённые за пределами предоставленных административному органу полномочий и не соответствующие закону.

Суд апелляционной инстанции сделал вывод о недоказанности таможенным органом нарушений его прав и законных интересов, и, указав на то, что полномочия таможенного органа ограничены передачей специализированному учреждению конфискованного имущества и его дальнейшие действия по реализации имущества не затрагивают прав и законных интересов заявителя, отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Проверив законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ «О федеральном бюджете за 2006 год» Федеральная таможенная служба России является администратором доходов федерального бюджета в том числе по коду бюджетной классификации 15311403012010000440 - средства федерального бюджета от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращённого в доход государства.

Согласно пункту 5.4 Временного соглашения о порядке передачи имущества в Российский фонд федерального имущества, утверждённого ГТК РФ и РФФИ от 19 июля 2002 г. NN 01-10/22, 25/720, Фонд обязан нести полную ответственность за действия по распоряжению переданным таможенным органом имуществом, обоснованность сопутствующих такому распоряжению расходов, а также полноту и сроки перечисления полученных денежных средств на счета таможенного органа в Федеральном Казначействе; предоставлять таможенным органам отчет о распоряжении имуществом по форме, установленной сторонами.

При рассмотрении настоящего дела Арбитражным судом Иркутской области на основе действующего законодательства и имеющихся в материалах дела доказательствах сделан обоснованный вывод о нарушении РФФИ требований Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Положения об учёте, оценке и распоряжении имуществом, обращённым в собственность государства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 N 311, Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами рыночной деятельности, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 N 519, Порядка организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, утвержденного распоряжением РФФИ от 29.11.2001 N 418, Временного соглашения о порядке передачи имущества в Российский фонд федерального имущества, утверждённого ГТК РФ и РФФИ от 19 июля 2002 г. NN 01-10/22, 25/720. Следствием допущенных Фондом нарушений указанных нормативно-правовых актов явилось нарушение интересов Российской Федерации в виде недополучения на счета таможенного органа в Федеральном казначействе денежных средств.

В связи с тем, что Федеральная таможенная служба России является администратором доходов федерального бюджета в том числе по коду бюджетной классификации 15311403012010000440 - средства федерального бюджета от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращённого в доход государства, на неё возложено осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учёт платежей в бюджет по закреплённым источникам доходов.

При указанных обстоятельствах у Четвёртого арбитражного апелляционного суда не имелось правовых оснований для вывода об отсутствии нарушений прав и законных интересов таможенного органа как необходимого условия заявления соответствующего требования.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление от 08 мая 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-15156/07-19-04АП-1062/2008 отменить.

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 февраля 2008 года по делу N А19-15156/07-19 оставить в силе. Взыскать со специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский Фонд федерального имущества» в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Т.А.Гуменюк
Судьи
Л.А.Кадникова
М.М.Шелёмина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка