ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2008 года Дело N А19-12150/05

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Горячих Н.А., Кулакова В.И.,

при участии в судебном заседании представителя Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Вокиной М.В. (доверенность от 27.12.07),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 апреля 2008 года по делу NА19-12150/05 (суд первой инстанции: Грибещенко Г.Н),

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее МУП «УЖКХ») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице главного финансового управления Иркутской области, финансовому управлению Черемховского городского муниципального образования, Управлению социальной защиты населения Черемховского городского муниципального образования о взыскании 12 379 935 руб. 77 коп. невозмещенных истцу расходов по предоставлению населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг за 2002, 2003 годы.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 04.07.2005 по ходатайству истца к участию в процессе в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Истец отказался от исковых требований к ответчикам Иркутской области в лице главного финансового управления Иркутской области (наименование которого изменено с 01.01.07 на департамент финансов Иркутской области), финансовому управлению Черемховского городского муниципального образования, управлению социальной защиты населения Черемховского городского муниципального образования. Данный отказ принят судом.

В окончательном варианте истец требовал взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 12 379 935 руб. 77 коп. убытков, возникших в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по финансированию предоставленных истцом населению в 2002, 2003 годах субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 9 апреля 2008 года (с учетом определения об исправлении опечатки) исковые требования удовлетворены, суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия «Управление жилищно-коммунального хозяйства» 12 379 935 руб. 77 коп. убытков.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Российская Федерация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 апреля 2008 года по делу NА19-12150/05, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции не применил нормы материального права, а именно статью 15.4. Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (в редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ).

Заявитель полагает, что истцом не было указано и доказано, в чем заключается противоправное поведение Министерства Финансов Российской Федерации, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, а также не доказана вина Минфина России в причинении убытков МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства». Истцом не представлены финансовые документы, на основании которых можно сделать вывод о фактическом наличии убытков организации и размере понесенных убытков.

Российская Федерация указывает, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям за период 1-2 квартала 2002 года, так как Российская Федерация привлечена к участию в деле определением от 4 июля 2005 года.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в 2002, 2003 годах истец МУП «УЖКХ» при осуществлении своей уставной деятельности по оказанию коммунальных услуг и взиманию с населения оплаты жилья (пункт 2.2 Устава МУП «УЖКХ») предоставил гражданам субсидии на основании Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» путем уменьшения взимаемых платежей за жилье и коммунальные услуги. При этом расходы, связанные с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, должны были быть возмещены истцу администрацией Черемховского городского муниципального образования в лице Управления социальной защиты населения г.Черемхово путем направления истцу денежных средств платежными поручениями при поступлении денежных средств из областного бюджета, что предусмотрено пунктами 2.3.1, 2.2.5 договоров N 64 от 08.01.02, N 36 от 04.01.03, заключенных между МУП «УЖКХ» и Управлением социальной защиты населения г.Черемхово с целью урегулирования порядка возмещения истцу расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

В течение 2003-2004 годов истцом предоставлено за свой счет субсидий гражданам на общую сумму 16 996 318 руб. 51 коп. Понесенные истцом расходы по предоставлению субсидий были ему частично возмещены в 2003 году в размере 4 616 382 руб. 74 коп. Убытки истца, возникшие в связи с невозмещением ему расходов по предоставлению субсидий населению, составили на дату предъявления иска 12 379 935 руб. 77 коп.

В качестве доказательств обоснованности исковых требований в материалы дела предоставлены: подписанные руководством УЗСН и специалистами отдела жилищных субсидий списки граждан, которым были предоставлены в каждом месяце в течение 2002-2003 годов субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг с указанием суммы и периода выплаты по каждому из граждан, получившему субсидии; счета-фактуры, выставленные истцом управлению социальной защиты населения г.Черемхово в порядке, установленном договорами N 64 от 08.01.02, N 36 от 04.01.03; акты сверки взаиморасчетов, составленные между МУП «УЖКХ» и управлением социальной защиты населения г.Черемхово по итогам каждого месяца в течение 2002-2003 годов.

Исследовав представленные доказательства, Арбитражный суд Иркутской области счел исковые требования обоснованными и решением от 9 апреля 2008 года их удовлетворил.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает законными и правомерными выводы Арбитражного суда Иркутской области.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.

Исходя из положений статьи 15.4 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов (в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также на основании региональных стандартов (согласно порядку предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации); при этом обязанность по обеспечению предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг возложена на органы местного самоуправления.

Порядок предоставления субсидий на территории Иркутской области (региональные стандарты) установлен законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.03 «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии со статьей 6 которого финансирование расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств, предусмотренных в законе области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Суд установил, что заявленные к взысканию убытки в размере 12 379 935 руб. 77 коп. возникли у истца в результате предоставления гражданам в 2002-2003 годах субсидий по федеральным стандартам согласно статье 15.4 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики».

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг», субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Согласно статье 15.4 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовой год.

При этом положениями пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» на органы государственной власти возложена обязанность компенсировать увеличение расходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов. Федеральным законом от 06.10.03 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (пункт 5 статьи 19).

Статьей 59 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов, в сумме 5012116,0 тыс. рублей. В соответствии с приложением 16 к закону Иркутской области от 28.12.01 N 26/72-оз «Об областном бюджете на 2002 год», в 2002 году Иркутской области выделены из федерального бюджета денежные средства на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 13 371 000 руб. (в том числе г.Черемхово предусмотрено выделение 1 168 000 руб. субвенций на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг). Согласно приложению 14 к закону Иркутской области от 22.10.03 N 41-оз «Отчет об исполнении областного бюджета за 2002 год» соответствующие средства полностью распределены между муниципальными образованиями (в том числе бюджету г.Черемхово согласно уточненному плану перечислены денежные средства в размере 2 061 руб.).

Статьей 56 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов, в сумме 5 000 000 000 000 рублей. В соответствии с приложением 19 к закону Иркутской области от 28.12.02 N 65-оз «Об областном бюджете на 2003 год» в 2003 году Иркутской области выделены из федерального бюджета денежные средства на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 99 752 000 руб. (в том числе г.Черемхово предусмотрено выделение 5 961 000 руб. субвенций на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг). Согласно приложению 16 к закону Иркутской области от 30.09.04 N 45-оз «Отчет об исполнении областного бюджета за 2003 год» соответствующие средства полностью распределены между муниципальными образованиями (в том числе бюджету г.Черемхово перечислены денежные средства в размере 5961 руб.).

По данным финансового управления г.Черемхово в 2002 году было предоставлено населению субсидий на сумму 9 914 300 руб., из которых профинансировано из федерального бюджета 2 060 700 руб.; в 2003 году предоставлено субсидий на сумму 33 620 400 руб., профинансировано из федерального бюджета 5 961 000 руб.

Следует признать обоснованным вывод Арбитражного суда Иркутской области о том, что денежных средств, полученных в 2003-2004 годах Черемховским городским муниципальным образованием из средств федерального бюджета на финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, оказалось недостаточно для полного возмещения расходов предприятиям, предоставившим населению субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг по федеральным стандартам.

Тем не менее, МУП «УЖКХ» в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» и условиями заключенных с управлением социальной защиты населения г.Черемхово договоров N 64 от 08.01.02, N 36 от 04.01.03 было обязано предоставлять малоимущим гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг путем уменьшения платежей за жилье и коммунальные услуги.

Поскольку Российская Федерация, принимая Федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики», наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, и при этом в заявленный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств на эти цели, ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.06 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.05 предоставления потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Недостаточность средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», не влечет прекращения обязанности Российской Федерации по возмещению истцу расходов, возникших в связи с предоставлением им субсидий населению за свой счет.

Арбитражный суд Иркутской области в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Подлежит отклонению довод заявителя кассационной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям за 1, 2 кварталы 2002 года.

В силу статей 195, 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности, являющийся сроком для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в три года и применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, как основание для отказа в иске. В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Действующим законодательством не установлен срок, в течение которого расходы по предоставлению субсидий должны быть возмещены организации, предоставившей их. Поскольку денежные средства за предоставление населению субсидий по оплате коммунальных услуг перечислялись истцу из средств бюджета, а нормативный акт о бюджете соответствующего публичного образования действует в течение календарного года, финансирование соответствующих расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года. Относительно требований, предъявляемых к Российской Федерации, начало течения исковой давности следует исчислять, исходя из положений статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой определено, что годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Является обоснованным вывод Арбитражного суда Иркутской области о том, что о нарушении своего права на получение из средства федерального бюджета денежных средств истец мог узнать только после окончания финансового года, то есть после 31 декабря 2002 года, и срок исковой давности по заявленному истцом требованию следует исчислять с 01.01.2003.

Трехгодичный срок исковой давности с учетом даты заявления истцом ходатайства о привлечении к участию в процессе Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (04.07.05) истцом не пропущен.

Несоответствия выводов Арбитражного суда Иркутской области представленным в материалы дела доказательствам, неправильного применения норм материального права не установлено.

При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 апреля 2008 года по делу NА19-12150/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Судьи
Л.М.Соколова
Н.А.Горячих
В.И.Кулаков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка