ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2008 года Дело N А58-7838/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Кулакова В.И., судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М., представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2008 года по делу NА58-7838/2007 (суд первой инстанции: Устинова А.Н., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Т.О., Лешукова Т.О.), установил:

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) (Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ГУП «ЖКХ») о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 6 758 6621 руб. 20 коп.

Решением суда первой инстанции от 30 апреля 2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2008 года решение от 30 апреля 2008 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» просит проверить законность принятых по делу судебных актов по мотивам неправильного применения судами норм материального права - статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 7, 8 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

По мнению заявителя кассационной жалобы, он на обязан вносить платежи за сверхлимитные выбросы, поскольку у предприятия на конец 2006 года не только отсутствует прибыль, но и имеются убытки.

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) считает судебные акты законными, обоснование приведено в отзыве на кассационную жалобу.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

ГУП «ЖКХ» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и поставлено на учет в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении по технологическому и экологическому надзору по Республике Саха (Якутия) серии 14 N 000039 от 19.05.2005 г.

ГУП «ЖКХ» представлен в Управление расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 г.

Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду указана в размере 83526830 руб. 81 коп.

В добровольном порядке ГУП «ЖКХ» уплачена плата за негативное воздействие на окружающую среду частично в сумме 4220474 руб. 69 коп.

Управлением в адрес ГУП «ЖКХ» было направлено письмо с предложением в срок до 30.09.2007 в досудебном порядке оплатить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год.

В связи с неисполнением ГУП «ЖКХ» в срок, установленный Управлением, обязанности по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, Управление обратилось суд с заявлением о взыскании неуплаченной суммы плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции между ГУП «ЖКХ» и Управлением составлен протокол совместного совещания от 15.04.2008 согласно которому размеру платы за 2006 год определен в размере 71 807 095 руб. 89 коп., из которых ГУП «ЖКХ» фактически уплачено платежей в размере 4 220 474 руб. 69 коп.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункту 3 статьи 16 указанного закона, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (Порядок).

Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 2 Порядка установлено два вида базовых норматива платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Правительством Российской Федерации постановлением от 12.06.2003 N344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Материалами дела подтверждается и не оспаривается заинтересованным лицом, что ГУП «ЖКХ» в своей хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, а именно: выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод в водные объекты и размещение отходов, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, выводы судов об удовлетворении заявленных требований являются законными и обоснованными.

В кассационной жалобе ГУП «ЖКХ» ссылается на то, что в связи с отсутствием прибыли, остающейся в его распоряжении, общая сумма платежей за сверхнормативные выбросы за 2006 в размере 71 434 377 руб. 57 коп. взиматься не должна.

Данный довод не может быть учтен в связи со следующим.

В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности: платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрена платность негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункту 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002г. N 284-0 Федеральный закон от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (статья 3) и определяя виды негативного воздействия на нее, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр и почв, в размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий (пункты 1 и 2 статьи 16), тем самым, по существу, предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения - виды негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, им .устанавливаются и другие существенные признаки этих платежей: субъекты - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 15), в общей форме облагаемую базу - выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны (статьи 22-28).

В соответствии с пунктом 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0 предусмотрено, что по смыслу статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», платежи за «различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.

Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.

Следовательно, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

С учетом изложенного, а так же правоприменительной практики, суды пришли к правильному выводу о том, что Закон об охране окружающей среды не освобождает природопользователя от уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду в связи с отсутствием у него прибыли, наличия льгот или убыточность деятельности природопользователя.

В связи с этим, необоснованна ссылка ГУП «ЖКХ» на пункты 7, 8 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N632.

При изложенных обстоятельствах, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2008 года по делу NА58-7838/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Судьи
В.И.Кулаков
Н.М.Воробьева
Л.М.Соколова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка