ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2008 года Дело N А19-1755/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Первушиной М.А., судей: Новогородского И.Б., Скубаева А.И., при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области Шашловой С.В. (доверенность от 18.02.2008), Чернышёвой А.А. (доверенность от 13.10.2008), Васильевой М.В. (доверенность от 13.10.2008), общества с ограниченной ответственностью «Адель» Егорова Ю.С. (доверенность от 07.07.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области на решение от 5 мая 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 18 июля 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу NА19-1755/08-44 (суд первой инстанции - Гаврилов О.В., суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Доржиев Э.П., Желтоухов Е.В.), установил:

общество с ограниченной ответственностью "Адель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области и Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу, преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) о признании частично недействительным решения от 01.10.2007 N 02-08-58/48 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.12.2007 N 26-12/28784,32569-1024.

Определением от 4 марта 2008 года Арбитражный суд Иркутской области в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлек закрытое акционерное общество «Магазин Сибирь».

Решением от 5 мая 2008 года Арбитражного суда Иркутской области заявленные обществом требования удовлетворены.

Постановлением от 18 июля 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, налоговой инспекцией была соблюдена процедура принятия решения о привлечении налогоплательщика к ответственности в соответствии с требованиями статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу общество считает доводы изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Третье лицо закрытое акционерное общество «Магазин Сибирь» о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, но своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого социального налога за период с 01.01.2004 года по 31.12.2005 года, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 года по 01.01.2007 года.

В ходе проведения проверки налоговой инспекцией установлено, что общество является арендатором нежилого помещения по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, квартал 6, д.30, по договору аренды от 22.07.2003 N 22/07-2003 (арендодатель - ЗАО «Магазин «Сибирь»). Срок действия договора аренды определен п. 1.3: с 01.08.2003 по 01.08.2012. Площадь торгового зала арендуемого нежилого помещения составляет 217,8 кв.м, что подтверждается паспортом БТИ, актом сдачи-приемки помещения к договору от 22.07.2003 и поэтажным планом помещения, в связи с чем налоговой инспекцией сделан вывод о том, что общество, являясь плательщиком налогов по общей системе налогообложения, неправомерно применяло режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Обществом в ходе выездной проверки было представлено дополнительное соглашение с закрытым акционерным обществом «Магазин Сибирь» от 23.07.2003 года к договору от 22.07.2003 года N 222/07-2003.

Данное дополнительное соглашение, устанавливающее площадь торгового зала в размере 135 кв.м., и площадь склада в размере 75,46 кв.м., не учтено налоговой инспекцией в связи с отсутствием государственной регистрации указанного соглашения. По мнению налоговой инспекции, эти соглашения не обосновывают наличие у налогоплательщика права на применение единого налога на вмененный доход, поскольку уменьшение площади должно быть зарегистрировано и оформлено техническим паспортом При проведении сравнительного анализа договора аренды и дополнительного соглашения налоговой инспекцией установлено расхождение общей площади на 7,34 кв.м. по сравнению с прошедшим государственную регистрацию договором аренды, за счет расхождения площади торгового зала в сторону уменьшения на 82,8 кв.м. и помещения склада в сторону увеличения на 75,46 кв.м..

Общество, не согласившись с выводами налоговой инспекции отраженные в акте выездной налоговой проверки, заявило соответствующие возражения.

31.08.2007 налоговой инспекцией принято решение N 02-08-72 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля с целью установления вычетов по налогу на добавленную стоимость, ранее не заявленных налогоплательщиком, а также с целью исследования документов, представленных обществом с возражениями, путем истребования документов в соответствии со статьями 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, проведения экспертизы документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение системы налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход.

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля налоговой инспекцией направлены поручения об истребовании документов в адрес контрагентов общества, запрос в МВД России Главное управление Внутренних дел по Иркутской области Управление по налоговым преступлениям Иркутский межрайонный отдел.

Также в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствие с подпунктом 13 пункта 31 статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации с целью выяснения вопроса об установке временной перегородки в помещении торгового зала в качестве свидетелей были допрошены работники общества Максименко Е.В. и Бобовская С.А., указавшие на отсутствие перегородки в спорном помещении в 2004-2005 годах.

Экспертиза документов, представленных налогоплательщиком с целью подтверждения права на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговой инспекцией не проводилась, поскольку согласно ответу экспертных учреждений г. Новосибирска и г. Омска заключение экспертизы будет иметь мало вероятностный или отрицательный ответ о дате составления документов, поскольку после предполагаемой даты составления документов (в 2007 году) прошло более года.

По окончании дополнительных мероприятий налогового контроля налоговой инспекцией сделан вывод о неправомерном применении обществом режима налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход, что послужило основанием для начисления обществу налогов, пеней, штрафов, вытекающих из необходимости уплаты налогов по общей системе налогообложения: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога. Кроме того, налоговой инспекцией установлено ненадлежащее исполнение обществом обязанностей налогового агента в части удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за своих работников.

Решением от 01.10.2007 N 02-08-58/48 общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату налогов. Данным решением обществу предложено уплатить недоимку, штрафы и пени по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц. Изложенные в возражениях доводы общества налоговой инспекцией отклонены.

Оспариваемое решение обжаловано обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области, которое решением от 21 декабря 2007 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества изменило решение инспекции в части начисления пени в размере 1 077 рублей 93 копеек и привлечения к ответственности за неудержание и неперечисление налога на доходы физических лиц в размере 2 494 рублей.

Налогоплательщик, не согласившись с принятыми решениями налоговой инспекции и управления, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения налоговой инспекции в редакции решения управления.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, обоснованно исходил из того, что налоговой инспекцией допущены существенные нарушения при проведении процедуры принятия оспариваемого решения, выразившихся в неизвещении общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, налоговая инспекция рассмотрела материалы, полученные в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, без вызова налогоплательщика, что повлекло нарушение его прав.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ) в часть 101 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2007.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Согласно пункту 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе в срок, не превышающий один месяц, вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля также должно проводиться по правилам статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, иметь возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои возражения.

Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах налоговая инспекция вынесла решение от 31.08.2007 N 02-08-72 о проведении в отношении общества дополнительных мероприятий налогового контроля.

Оспариваемое решение налоговой инспекции от 01.10.2007 N 02-0858/48 принято с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Однако, после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция не известила общество о времени и месте рассмотрения материалов указанных мероприятий налогового контроля и не предоставила налогоплательщику возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить объяснения и возражения.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о несоблюдении налоговой инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что повлекло нарушение прав налогоплательщика.

При рассмотрении кассационной жалобы, судом кассационной инстанцией не установлены нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, судебные акты, принятые по настоящему спору изменению или отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 5 мая 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 18 июля 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-1755/08-44 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Судьи
М.А.Первушина
И.Б.Новогородский
А.И.Скубаев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка