• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 декабря 2008 года Дело N А19-24824/06

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Уманя И.Н., судей Некрасовой Н.В., Палащенко И.И.,

при участии в судебном заседании:

представителей Федеральной налоговой службы Анесян О.Б. (доверенность N 06-20/006 от 1 февраля 2008 года, служебное удостоверение) и Хадкевич С.Б. (доверенность N 06-20/007 от 13 февраля 2008 года, служебное удостоверение),

представителей открытого акционерного общества «Осетровский речной порт» Прокопьевой Л.М. (доверенность N 324 от 14 ноября 2008 года, паспорт) и Фишера В.Р. (доверенность от 30 июня 2008 года, паспорт),

представителя исполняющего обязанности внешнего управляющего открытого акционерного общества «Осетровский речной порт» Башлыкова Сергея Викторовича - Чертковой И.В. (доверенность от 5 ноября 2008 года и паспорт),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу исполняющего обязанности внешнего управляющего открытого акционерного общества «Осетровский речной порт» Башлыкова Сергея Викторовича на определение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2008 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2008 года по делу N А19-24824/06-49-8 (суд первой инстанции - Апанасик С.В.; суд апелляционной инстанции - Буркова О.Н., Григорьева И.Ю., Стасюк Т.В.), установил:

Производство по делу N А19-24824/06-49-8 о признании несостоятельным банкротом открытого акционерного общества «Осетровский речной порт» (далее - ОАО «Осетровский речной порт»), расположенного по адресу: Иркутская область, г.Усть-Кут, ул. Кирова, 136, возбуждено Арбитражным судом Иркутской области на основании заявления должника.

Определением от 24 января 2007 года в отношении ОАО «Осетровский речной порт» введена процедура наблюдения, к участию в деле о банкротстве привлечены Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ныне - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом).

Определением от 28 февраля 2007 года к участию в деле о банкротстве привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Определением от 3 апреля 2007 года временным управляющим ОАО «Осетровский речной порт» утвержден арбитражный управляющий Безвербный Юрий Александрович.

Определением от 10 июля 2007 года в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО «Осетровский речной порт» включено требование Федеральной налоговой службы в размере 133.014.308 рублей 87 копеек, из которых 56.347.115 рублей 12 копеек составляют сумму основного долга, 55.085.856 рублей 53 копейки пени и 21.581.337 рублей 22 копейки проценты.

Определением от 12 сентября 2007 года временным управляющим ОАО «Осетровский речной порт» утвержден арбитражный управляющий Башлыков Сергей Викторович.

Определением от 29 октября 2007 года в отношении ОАО «Осетровский речной порт» введена процедура внешнего управления на срок 18 месяцев, на Башлыкова С.В. возложено исполнение обязанностей внешнего управляющего должника.

29 февраля 2008 года в Арбитражный суд Иркутской области поступило заявление Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - УФНС по Иркутской области) о включении в реестр требований кредиторов ОАО «Осетровский речной порт» на основании статьи 100 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»), в соответствии с нормами которого осуществляются процедуры банкротства в отношении должника, требования в размере 3.680.256 рублей 78 копеек, составляющих проценты, начисленные в соответствии со статьей 95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» как разница между суммой требований Министерства финансов Российской Федерации на дату введения внешнего управления и суммой требования, включенного в реестр требований кредиторов определением от 10 июля 2007 года.

19 мая 2008 года УФНС по Иркутской области уточнило на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размер предъявленного требования, заявив о включении в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО «Осетровский речной порт» требования в размере 5.134.880 рублей 09 копеек, из которых 448.672 рубля 12 копеек проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные в соответствии с пунктом 2.3 соглашения от 28 июня 1994 года в размере 1/3 действующей учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период с 18 сентября 2006 года по 29 октября 2007 года; 1.615.057 рублей 89 копеек пени за невозврат основного долга, начисленные в соответствии со статьей 290 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 1/300 от действующей учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период с 18 сентября 2006 года по 29 октября 2007 года; 3.071.195 рублей 08 копеек пени за неуплату процентов за пользование бюджетными средствами, начисленные в соответствии со статьей 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 1/300 от действующей учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период с 18 сентября 2006 года по 29 октября 2007 года.

Уточненное требование мотивировано тем, что определением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2007 года в реестр требований кредиторов должника включена задолженность по денежным обязательствам, исчисленная по состоянию на 18 сентября 2006 года в размере 43.307.035 рублей 23 копеек, из которых 11.458.375 рублей 56 копеек основного долга, 21.581.337 рублей 22 копейки проценты за пользование бюджетным кредитом, 10.267.322 рубля 45 копеек штрафы и пени за просрочку возврата основного долга и уплаты процентов за пользование бюджетным кредитом; тем, что за просрочку возврата суммы основного долга и уплаты процентов за период с 18 сентября 2006 года, являющейся датой, по состоянию на которую включены требования Минфина России определением от 10 июля 2007 года, по 29 октября 2007 года, даты введения внешнего управления, на сумму основного долга в размере 11.458.375 рублей 56 копеек начислены проценты и пени в общей сумме 5.134.880 рублей 09 копеек, которая подлежит включению в реестр требований кредиторов должника на основании статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В возражениях на требование уполномоченного органа ОАО «Осетровский речной порт» указало на его необоснованность, заявило ходатайство об уменьшении на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации размера процентов, подлежащих уплате.

Исполняющий обязанности внешнего управляющего ОАО «Осетровский речной порт» Башлыков С.В. в возражениях на уточненное требование уполномоченного органа сообщил о том, что требование в части включения в реестр требований кредиторов ОАО «Осетровский речной порт» 1.615.057 рублей 89 копеек, составляющих пени за невозврат основного долга, начисленных в соответствии со статьей 290 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из 1/300 от действующей учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период с 18 сентября 2006 года по 29 октября 2007 года, и 3.071.195 рублей 08 копеек пени за неуплату процентов за пользование бюджетными средствами, начисленными на основании статьи 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 1/300 от действующей учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период с 18 сентября 2006 года по 29 октября 2007 года, является необоснованным и не подлежит удовлетворению, поскольку на указанные требования в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» распространяется мораторий.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2008 года признано обоснованным требование уполномоченного органа о включении в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО «Осетровский речной порт» 448.627 рублей 12 копеек, составляющих проценты за пользование денежными средствами, начисленные в соответствии с пунктом 2.3 соглашения от 28 июня 1994 года, а в удовлетворении требования в остальной части отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2008 года определение от 24 июня 2008 года изменено, резолютивная часть определения изложена в следующей редакции: «Включить требование Федеральной налоговой службы в третью очередь реестра требований кредиторов открытого акционерного общества «Осетровский речной порт» в сумме 5.134.880,09 руб., в том числе 448.627,12 руб. - проценты за пользование чужими средствами за период с 18.09.2006 по 29.10.2007 года, начисленными в соответствии с пунктом 2.3 соглашения от 28.06.1994 года; 1.615.057,89 руб. - пени за невозврат основного долга, начисленными за период с 18.09.2006 по 29.10.2007 года в соответствии со статьей 290 Бюджетного кодекса РФ; 3.071.195,08 руб. - пени за неуплату процентов за пользование бюджетными средствами, начисленными за период с 18.09.2006 года по 29.10.2007 года в соответствии со ст.291 Бюджетного кодекса РФ».

В кассационной жалобе, с учетом уточнения, поступившего 27 ноября 2008 года, исполняющий обязанности внешнего управляющего ОАО «Осетровский речной порт» Башлыков С. В. просит отменить определение от 24 июня 2008 года и постановление от 19 августа 2008 года, дело N А19-24824/06-49-8 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, определение от 24 июня 2008 года и постановление от 19 августа 2008 года приняты с неправильным применением норм материального права - пунктов 1,2 статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», без учета разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"».

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что задолженность, образовавшаяся у ОАО «Осетровский речной порт» за период с 24 января 2007 года по 29 октября 2007 года, относится к текущим платежам и не подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.

ОАО «Осетровский речной порт» в отзыве на кассационную жалобу сообщает о том, что требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника 1.615.057 рублей 89 копеек, составляющих пени за невозврат основного долга, начисленные в соответствии со статьей 290 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 1/300 от действующей учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период с 18 сентября 2006 года по 29 октября 2007 года, и 3.071.195 рублей 08 копеек - пени за неуплату процентов за пользование бюджетными средствами, начисленные в соответствии со статьей 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 1/300 от действующей учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период с 18 сентября 2006 года по 29 октября 2007 года, не являются обязательствами должника, возникшими после принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); о том, что отношения по предоставлению бюджетного займа регулируются нормами гражданского законодательства, в связи с чем во избежание прекращения производственной деятельности предприятия стратегического назначения должник заявлял ходатайство об уменьшении размера подлежащих уплате процентов до минимального, которое судом не разрешено.

УФНС по Иркутской области в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с содержащимися в ней доводами, сообщает о том, что на требование, предъявленное уполномоченным органом, положения пунктов 1 и 2 статьи 95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не распространяются; о том, что финансовые санкции в размере 5.134.880 рублей 09 копеек начислены на задолженность по основному долгу в размере 11.458.374 рублей 10 копеек, обязанность по уплате которого возникла у ОАО «Осетровский речной порт» еще до даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), данная задолженность признана судом обоснованной и включена в реестр требований кредиторов, на данное требование распространяется пункт 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

На основании части 1 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 27 ноября 2008 года до 12 часов 30 минут 1 декабря 2008 года.

В судебное заседание не явились представители Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федерального агентства морского и речного транспорта, о времени и месте судебного разбирательства извещены, соответственно, 13 ноября, 14 ноября и 11 ноября 2008 года (почтовые уведомления NN 62484,62482,62477).

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель исполняющего обязанности внешнего управляющего ОАО «Осетровский речной порт» Черткова И.В. поддержала в судебном заседании доводы кассационной жалобы.

Представители Федеральной налоговой службы Анесян О.Б., Хадкевич С.Б. и ОАО «Осетровский речной порт» Прокопьева Л.М., Фишер В.Р. подтвердили обстоятельства, на которые указано в отзывах на кассационную жалобу.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность определения от 24 июня 2008 года и постановления от 19 августа 2008 года, принятых по делу N А19-24824/06-49-8, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

Удовлетворяя требование, предъявленное уполномоченным органом в части включения в реестр требований кредиторов должника 448.627 рублей 12 копеек, составляющей проценты за пользование денежными средствами, начисленными в соответствии с пунктом 2.3 соглашения от 28 июня 1994 года, Арбитражный суд Иркутской области исходил из факта признания данной суммы представителями должника и исполняющего обязанности внешнего управляющего.

Отказывая во включении в реестр требований кредиторов ОАО «Осетровский речной порт» 1.615.057 рублей 89 копеек пени за невозврат основного долга, начисленных в соответствии со статьей 290 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из 1/300 действующей учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период с 18 сентября 2006 года по 29 октября 2007 года, и 3.071.195 рублей 08 копеек пени за неуплату процентов за пользование бюджетными средствами, начисленными в соответствии со статьей 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из 1/300 действующей учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период с 18 сентября 2006 года по 29 октября 2007 года, суд первой инстанции исходил из того, что на удовлетворение указанных требований в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» распространяется мораторий.

Четвертый арбитражный апелляционный суд по результатам повторного рассмотрения дела по апелляционной жалобе Федеральной налоговой службы пришел к выводу о том, что, положения пунктов 1 и 2 статьи 95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не распространяются на требование, предъявленное уполномоченным органом, поскольку в силу статьи 94 этого же Федерального закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам вводится с даты введения внешнего управления.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах сделаны по неполно выясненным обстоятельствам дела, с неправильным применением норм материального права, с нарушением норм процессуального права и без учета разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"».

Как видно из материалов дела, уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о включении его требования в реестр требований кредиторов ОАО «Осетровский речной порт», в отношении которого осуществляется процедура внешнего управления.

Статья 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предоставляет кредиторам право предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления.

Пункт 4 статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» возлагает на арбитражный суд обязанность проверить обоснованность предъявленного требования.

Уполномоченным органом предъявлено требование о включении в реестр требований кредиторов ОАО «Осетровский речной порт» задолженности по процентам за пользование денежными средствами, а также пени, начисленным за период с 18 сентября 2006 года по 29 октября 2007 года, включающий как период до принятия заявления о признании должника банкротом, так и период после принятия такого заявления, на сумму денежных обязательств, срок исполнения которых наступил до даты введения в отношении должника процедуры наблюдения, в размере 11.458.374 рублей 56 копеек, установленном вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Иркутской области от 22 февраля 2000 года по делу N А19-75/00-10 и от 26 сентября 2006 года по делу N А19-14411/06-12, включенном в реестр требований кредиторов определением от 10 июля 2007 года.

Согласно статье 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся, как это разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"», к текущим платежам.

Денежное обязательство по процентам за пользование денежными средствами, а также пени, предъявленных уполномоченным органом, возникло в период с 18 сентября 2006 года по 24 января 2007 года, то есть до введения в отношении ОАО «Осетровский речной порт» 24 января 2007 года процедуры наблюдения, а в период с 25 января 2007 года по 29 октября 2007 года - после введения названной процедуры.

Понятие текущих платежей для процедуры внешнего управления конкретизировано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"», согласно пункту 39 которого, при рассмотрении требований, предъявленных кредиторами в ходе внешнего управления, арбитражным судам необходимо иметь в виду, что по смыслу пункта 1 статьи 5, абзаца третьего пункта 2 и пункта 4 статьи 95 Закона о банкротстве для целей внешнего управления текущими являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия судом заявления о признании должника банкротом (независимо от того, наступил срок их исполнения до или во время внешнего управления), а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления (независимо от даты их возникновения).

Если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования. До окончания внешнего управления такое требование подлежит рассмотрению в общем порядке, установленном процессуальным законодательством.

С учетом изложенного, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для включения требования, предъявленного уполномоченным органом, в третью очередь реестра требований кредиторов должника, сделаны по неполно выясненным обстоятельствам дела.

Наряду с этим, статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет суду право уменьшить размер неустойки в случае ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

В нарушение статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не разрешил ходатайство должника об уменьшении на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации размера подлежащих уплате процентов, и не отразил результатов разрешения ходатайства в обжалуемом судебном акте.

При таких обстоятельствах, определение от 24 июня 2007 года и постановление от 29 августа 2008 года подлежат отмене на основании части 1, пункта 1 части 2 и части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятые по неполно выясненным обстоятельствам дела с нарушением норм права, с направлением дела N А19-24824/06-49-8 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует приобщить к материалам дела определение Арбитражного суда Иркутской области о принятии заявления о признании ОАО «Осетровский речной порт» несостоятельным (банкротом), вынесенное по делу N А19-24824/06-49-8, в форме надлежащим образом заверенной копии; разрешить ходатайство должника, основанное на статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации; разрешить требование, предъявленное уполномоченным органом к должнику, на основании норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"».

Руководствуясь статьями 274,286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2008 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2008 года по делу N А19-24824/06-49-8 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Судьи
И.Н.Умань
Н.В.Некрасова
И.И.Палащенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А19-24824/06
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 01 декабря 2008

Поиск в тексте