• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 февраля 2009 года Дело N А58-4680/2008

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Кадниковой Л.А., судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М., представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Уваровского Андрея Борисовича на решение от 24 октября 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-4680/2008 (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б., Григорьева В.Э., Столбов В.В.), установил:

Индивидуальный предприниматель Уваровский Андрей Борисович (далее - ИП Уваровский А.Б., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Якутской городской Думе о признании недействующим постановления Окружного Совета города Якутска ПОС-40-4 от 31.01.2006 «Об утверждении в новой редакции Приложения N 1 «Порядок расчёта годовой арендной платы муниципального нежилого фонда» к Положению «О предоставлении в аренду муниципального недвижимого имущества г. Якутска», утвержденного постановлением Городского Собрания депутатов г. Якутска от 25.03.2003 ПГС-4-2, в части отнесения 202 микрорайона к 1-ой экономической зоне города. Решением от 24 октября 2008 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе ИП Уваровский А.Б. ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, отнесение 202 микрорайона к первой экономической зоне, в результате чего изменился коэффициент К3 и увеличилась арендная плата, осуществлено без каких - либо оснований.

В отзыве на кассационную жалобу Якутская городская Дума считает судебный акт законным, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Как указывает заявитель жалобы, Окружной Совет города Якутска оспариваемым постановлением от 31.01.2006 на территории 1 и 2 экономической зоны города, а также 202 микрорайона установил значение коэффициента К3 равное пяти, при этом в действующее постановление Городского собрания депутатов г. Якутска от 25.01.2001. ПГС - 50 -5 «Об утверждении границ экономических зон г. Якутска» изменения не вносились.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.

Как усматривается из материалов дела, 25.01.2001 постановлением Городского собрания депутатов г. Якутска ПГС -50-5 «Об утверждении границ экономических зон г. Якутска» в третью экономическую зону г. Якутска включён 202 микрорайон.

Постановлением Городского собрания депутатов г. Якутска от 25.03.2003 ПГС - 4-2 утверждено Положение «О предоставлении в аренду муниципального недвижимого имущества г. Якутска», согласно которому для третьей зоны установлен К3 - коэффициент, учитывающий территориальную зону расположения арендуемого здания (помещения) согласно прилагаемой карте г. Якутска и пригородов в размере - 2.0 -1,5-1,3.

31.01.2006 Окружной Совет города Якутска (переименованный в Якутскую Городскую Думу) постановлением ПОС - 40-4 утвердил в новой редакции Приложение N 1 «Порядок расчёта годовой арендной платы муниципального нежилого фонда» к Положению «О предоставлении в аренду муниципального недвижимого имущества г. Якутска». Согласно пункту 4 Приложения N 1 К3 - коэффициент, учитывающий территориальную зону расположения арендуемого здания (помещения) согласно прилагаемой карте г. Якутска и пригородов, для зоны 1 (1,2 и 202 микрорайон) установлен в размере 5.

ИП Уваровский А.Б., считая, что постановление от 31.01.2006 ПОС -40-4 нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с заявлением о признании названного постановления в части отнесения 202 микрорайона к 1 экономической зоне города недействующим.

Отказывая предпринимателю в удовлетворении его требования, суд исходил из следующего.

Порядком расчёта годовой арендной платы муниципального нежилого фонда, утверждённым в новой редакции постановлением от 31.01.2006, предусмотрено изменение коэффициента, учитывающего территориальную зону расположения арендуемого здания (помещения), а не изменение экономической зоны, к которой относится 202 микрорайон.

Постановлением от 31.01.2006 установлен расчёт годовой арендной платы муниципального нежилого фонда с учётом соответствующих коэффициентов. Правоотношения по заключению и исполнению обязательств по договору аренды регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая не устанавливает ограничения в полномочиях собственников по определению расчёта арендной платы. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемой в части нормативный правовой акт соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы ИП Уваровского А.Б. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как видно из материалов дела, постановлением Городского собрания депутатов г. Якутска от 25.01.2001 N ПГС -50-5 202 микрорайон включён в третью экономическую зону г. Якутска.

В постановлении от 31.01.2006 в примечании к пункту 4 указано, что экономические зоны г. Якутска принимаются в соответствии с постановлением от 25.01.2001 N ПГС 50-5.

Действительно, в постановление от 25.01.2001 изменения в части установления экономических зон в связи с принятием постановления от 31.01.2006 не вносились.

Однако, как усматривается из пункта 4 постановления от 31.01.2006, зона 1 определена следующим образом: «Зона 1 (1, 2 и 202 микрорайон)». Для этой зоны установлен коэффициент К3 - 5.

Таким образом, 202 микрорайон постановлением от 31.01.2006 фактически приравнен к 1 экономической зоне по такому правовому последствию как применение коэффициента К3.

В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица, надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О, орган местного самоуправления установление размера различного рода платежей обязан осуществлять не произвольно, а с учётом экономического обоснования.

Данные обстоятельства, вытекающие из требований статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, судом не устанавливались, а также не проверялся вопрос о том, по каким экономическим основаниям для 202 микрорайона применён коэффициент 5 вместо ранее применявшегося коэффициента.

Кроме того, суд установил, что решением от 03.03.2008 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-5807/2007 постановление Окружного Совета г. Якутска ПОС - 40-4 от 31.01.2006 в части отнесения 202 микрорайона к 1-ой экономической зоне города признано соответствующим закону.

Ссылаясь на пункт 7 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что производство по настоящему делу не может быть прекращено, поскольку по рассмотренному делу N А58-5807/2007 проверено соответствие нормативного акта - оспариваемого постановления в части отнесения 202 микрорайона к 1 экономической зоне города Якутска.

В соответствии с частью 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.

В судебном акте не содержится обоснование мотивов, по которым нормативный правовой акт по настоящему делу проверяется по иным основаниям, чем проверенные по делу N А58-5807/2007.

По изложенным мотивам решение суда подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в связи с тем, что выводы суда не основаны на установленных по делу обстоятельствах и постановлены при неправильном применении норм материального права и норм процессуального права.

При новом рассмотрении дела суд с учётом выявленного судом кассационной инстанции действительного смысла оспариваемого постановления должен установить, основания, по которым в настоящем деле проверяется нормативный правовой акт, и подлежит ли дело рассмотрению по существу.

В случае, если суд придёт к выводу о том, что спор подлежит рассмотрению по существу, то ему необходимо проверить экономическое обоснование для фактического исключения 202 микрорайона из третьей экономической зоны и приравнивания к 1 экономической зоне г. Якутска, что привело к увеличению коэффициента К3.

На основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24 октября 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-4680/2008 отменить.

Передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия). Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Судьи
Л.А.Кадникова
Л.Ю.Пущина
М.М.Шелёмина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А58-4680/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 03 февраля 2009

Поиск в тексте